2.Выступление
по теме:
Ранний возраст
ребенка – это чрезвычайно ответственный
период в развитии человека, когда происходит
закладка фундамента его личности.
Л.С. Выготский и его
последователи считали, что ребенок
созревает психологически и социально
вместе со своей «жизненной
ситуацией развития», ибо реально
существует и развивается не
ребенок, а система «взрослый-ребенок»,
из которой малыш постепенно
выделяется как самостоятельныйиндивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - его самые
первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями
и совместная деятельность с ними являются основными источниками
развития личности ребенка.
В России создана научно-обоснованная
система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель –разностороннее развитие
малышей – и способы ее достижения.
К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти
всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется
оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание
требует терпения; некоторые думают, что для него
нужны врожденные способности и умения,
т.е. навык, но весьма немногие пришли к
убеждению, что кроме терпения, врожденной
способности и навыка необходимы еще и специальные знания».
Родителям необходимо
знать, что в каждый период
развития ребенка он может
приобрести «психологические
ценности», которые будут с ним всю последующую
жизнь. А.В.Запорожец писал: «Возникающие
на ранних возрастных ступенях психологические
новообразования имеют непреходящее, «абсолютное»
значение для всестороннего развития
индивида, вносят свой особый, неповторимый
вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться
в развитии ребенка, форсировать его «взросление».
Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее
достигнутого. И в этом плане особое значение
имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном
этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в
психологическом развитии ребенка.
В периодизации Д.Б.
Эльконина выделяются следующие виды деятельности:
- непосредственно-эмоциональное
общение (0-6 мес.);
- предметно - манипулятивная
деятельность (6-12 мес.);
- предметно-орудийная деятельность
(12-18 мес.);
- отобразительная игра (18-24 мес.);
- сюжетно –
ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);
- учебная деятельность (младший
школьник);
- интимно-личностное общение
(подросток);
- учебно-профессиональная
деятельность (юношеский возраст);
- трудовая деятельность
(взрослый человек).
Именно на эти виды деятельности
надо опираться, стимулируя развитие ребенка
на определенной возрастной ступени. Причем
возникновение новых видов деятельности
или превращение их в ведущие не отменяет прежде
существующих, а преобразует их, поднимая
на новый уровень.
Ведущий вид деятельности
и основа становления личности
ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому в детском саду с детьми
данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо
материала протекает незаметно для малышей,
в практической деятельности.
Общеизвестно, что у
каждого ребенка есть свои
особенности, да и условия жизни
различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных
советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однако понимание родителями основных закономерностей
развития детей, своевременноеосуществление воспитательных воздействий
позволяют решить многие задачи, связанные с формированием
здоровья ребенка, осуществить профилактику
ранних отклонений в его развитии. Таким
образом, то, в каком направлении пойдет
развитие ребенка, зависит от взрослых,
вернее, от их отношения к его действиям.
Причем активное участие взрослых в воспитании
ребенка – это не обязательно вмешательство
и контроль. В растущем человеке в первую
очередь надо видеть личность с собственными формирующимися
взглядами и с собственным пониманием
действительности.
Для этого, как подчеркивает
Т.И. Чиркова, необходимо:
- обеспечить эмоционально
комфортную, благоприятную обстановку
в семье, основанную на любви, терпении,
понимании, упорядоченности и вере в возможности
малыша;
- окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой,
лаской и ответственностью;
- дать малышу духовную пищу, открыть
ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;
- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;
- не ограничивать его
в экспериментировании;
- быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе
и своей логике; дать ему возможность сначала
действовать так, как он может, потому
что нельзя чему-то научиться, не упражняясь
в этом;
- утолять его жажду в познании всего
вокруг (конечно, предварительно обезопасив
это пространство), признавая важность
его прикосновения к вещам, его стремления
сделать что-то самому, манипулировать,
познавая свойства мира.
Прочитайте – СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
(раздать родителям)
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Помните о том, что ребенок –
уникальная личность. Мы должны ценить
его индивидуальность, поддерживать и
развивать.
Дайте понять ребенку, что взрослые
всегда готовы оказать ему личную поддержку
и прийти на помощь.
Проявляйте понимание, деликатность,
терпимость и такт при воспитании детей,
учитывайте точку зрения самого ребенка
и не игнорируйте его чувства и эмоции.
Проникнитесь чувством искреннего
уважения к тому, что создается самим ребенком;
восхищайтесь его инициативой и мельчайшей
самостоятельностью – это способствует
формированию у ребенка уверенности в
себе и своих возможностях.
Задайте себе вопросы: «Какой
он, мой малыш, что он чувствует, о чем думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша.
Предметно-игровая
деятельность – ведущая в раннем возрасте для
ребенка. Она оказывает особое влияние
на его разностороннее развитие. Игрушки,подобранные по цвету, величине,
количеству, являются прекрасным средством
развития личности маленьких
детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы
с помощью таких игрушек обратить внимание
ребенка на различные свойства предметов,
научить его выполнять задачи на подбор
их по сходству и различию. Практические
действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему
периоду детства наглядно-действенный
характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный
опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких
практических действиях, как соединение,
разъединение, нанизывание предметов
развиваются мыслительные операции анализа, синтеза,
обобщения …
Дидактические
игрушки развивают у детей мелкую моторику,
вызывают у них желание экспериментировать,
выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка
перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были
показаны взрослым, т.е. развивают память
и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей
– основа познавательного развития.
Поэтому для ребенка
до 3 лет крайне необходимы игрушки:
- для нанизывания предметов
различных форм, имеющих сквозное
отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
- для проталкивания предметов
различных форм в соответствующие
отверстия;
- для прокатывания;
- образные с застегивающимися
и прилипающими элементами (пуговицами,
шнурками, кнопками, липучками, молнией);
- разной величины, формы,
цвета для сравнения предметов,
раскладывания фигур, резко различающихся
по форме (шар, куб), и т.д.
Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки
(матрешки, яйца, и др.). Кроме
того, для постепенного развития в игре
сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы
быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных
роботов, военных игрушек, «страшилок».
Иначе говоря, если
для самых маленьких требуется
в основном наглядный показ
взрослого, совместные действия родителей
с ребенком, то чем старше он становится,
тем больше следует побуждать его действовать
по слову взрослого, по воображению.
«У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять. Надо не только
дать ему время поиграть, но и пропитать
этой игрой всю его жизнь», - подчеркивал
А.Макаренко.
Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое
развитие ребенка. Особое значение в плане
воспитания здорового и физически развитого
малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок
стремится к движению. Дети познают мир,
ползая, лазая, бегая и т.д. Использование
в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы
ребенок научился владеть своим телом,
его движения стали красивыми и, главное,
уверенными.
Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений
осанки и других заболеваний, которые
часто встречаются в детском возрасте
и вызваны недостатком физической активности.
Подвижная игра – источник радости, одно из лучших
средств общения взрослого с ребенком.
Включение элементов фольклора, использование
различных персонажей стимулируют детскую
фантазию, способствуют формированию
речи и в конечном счете становлению личности
ребенка.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Разговаривайте с ребенком
о том, что вы делаете с ним вместе, о том,
что он видит и слышит вокруг, о ваших планах
на сегодняшний день.
Давайте малышу простые указания,
повторяя простые предложения.
Помогайте ребенку расширять
словарный запас и усваивать новые речевые
конструкции, для чего читайте и рассматривайте
вместе с ним книжки с картинками, побуждая
повторять прочитанное или рассказанное.