Психологические особенности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:59, доклад

Описание работы

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

Файлы: 1 файл

Памятка для родителей.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

 2.Выступление  по теме:

 

   Ранний возраст  ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

 

   Л.С. Выготский и его  последователи считали, что ребенок  созревает психологически и социально  вместе со своей «жизненной  ситуацией развития», ибо реально  существует и развивается не  ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно  выделяется как самостоятельныйиндивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

 

   В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель –разностороннее развитие малышей – и способы ее достижения. К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».

 

   Родителям необходимо  знать, что в каждый период  развития ребенка он может  приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В.Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его «взросление».

 

   Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психологическом развитии ребенка.

 

   В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

- непосредственно-эмоциональное  общение (0-6 мес.);

- предметно - манипулятивная  деятельность (6-12 мес.);

- предметно-орудийная деятельность (12-18 мес.);

- отобразительная игра (18-24 мес.);

- сюжетно –  ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);

- учебная деятельность (младший  школьник);

- интимно-личностное общение (подросток);

- учебно-профессиональная  деятельность (юношеский возраст);

- трудовая деятельность (взрослый человек).

Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребенка на определенной возрастной ступени. Причем возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.

 

   Ведущий вид деятельности  и основа становления личности  ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому в детском саду с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

 

   Общеизвестно, что у  каждого ребенка есть свои  особенности, да и условия жизни  различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременноеосуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии. Таким образом, то, в каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

 

   Для этого, как подчеркивает  Т.И. Чиркова, необходимо:

- обеспечить эмоционально  комфортную, благоприятную обстановку  в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;

- окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;

- дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;

- не ограничивать его  в экспериментировании;

- быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему-то научиться, не упражняясь в этом;

- утолять его жажду в познании всего вокруг (конечно, предварительно обезопасив это пространство), признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.

Прочитайте – СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ (раздать родителям)

 

            СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Помните о том, что ребенок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.

  • Дайте понять ребенку, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

  • Проявляйте понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции.

  • Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

  • Задайте себе вопросы: «Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем  думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша.

 

   Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки,подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения …

 

   Дидактические  игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.

 

   Поэтому для ребенка  до 3 лет крайне необходимы игрушки:

- для нанизывания предметов  различных форм, имеющих сквозное  отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

- для проталкивания предметов  различных форм в соответствующие  отверстия;

- для прокатывания;

- образные с застегивающимися  и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся  по форме (шар, куб), и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок».

 

   Иначе говоря, если  для самых маленьких требуется  в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь», - подчеркивал А.Макаренко.

 

   Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными.

Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности.

Подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка.

 

           СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.

  • Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.

  • Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

  • Будьте хо

 


Информация о работе Психологические особенности детей раннего возраста