Психологическое здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
понимание здоровья………………………………………………..4
Теория психологического здоровья……………………………....6
Антропологическая модель психологического здоровья……….9
Психологическое здоровье и образовательная практика………15
Заключение………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

                              Содержание

 

Введение…………………………………………………………….2

понимание здоровья………………………………………………..4

Теория психологического здоровья……………………………....6

Антропологическая модель психологического здоровья……….9

Психологическое здоровье и  образовательная практика………15

Заключение………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Ведение

 

Определение «психологическое здоровье человека» состоит из двух категориальных словосочетаний: психологии здоровья и психологии человека. На стыке этих областей знания возникают  психологические модели, рассматривающие  проблему здоровья с человеческой позиции. В многообразии мнений и течений  постепенно сформировались общие контуры  теории психологического здоровья:

1. Понятие «психологическое  здоровье» фиксирует сугубо человеческое  измерение, по сути, являясь научным  эквивалентом здоровья духовного.

2. Проблема психологического  здоровья — это вопрос о  норме и патологии в духовном  развитии человека.

3. Основу психологического  здоровья составляет нормальное  развитие человеческой субъективности.

4. Определяющими критериями  психологического здоровья являются  направленность развития и характер  актуализации человеческого в  человеке.

             Психологическое здоровье - оптимальное  функционирование всех психических  структур, необходимых для текущей  жизнедеятельности. Психологическое  здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное  здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

                                                   

 

 

                                                                         

                                    понимание здоровья

                              

В современной  науке  понятие  «здоровье» не  имеет  общепринятого 

унифицированного толкования, характеризуется многозначностью  и неоднородностью состава (т.е. оно  синкретично). Согласно определению, которое  было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения  в 1948 г.

здоровье — это такое  состояние человека, которому свойственно  не только отсутствие болезней или  физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Формулировка «полное благополучие»  нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность. Исчерпывающие рациональные дефиниции  здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные  проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей  сути положений:

1. Здоровье — это состояние,  близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. Здоровье — это сложный,  многомерный феномен, отражающий  модусы человеческой реальности: телесное существование, душевная  жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического,  психического и личностного (психологического) здоровья человека.

3. Здоровье — это одновременно  состояние и сложный динамический  процесс, включающий созревание  и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

4. Категория «здоровье»  изначально коррелятивна полюсу  индивидуальности: состояние здоровья  персонифицировано и предполагает  в каждом конкретном случае  специальное освидетельствование.

5. Человек может быть  здоров при определенных условиях  жизни (экологические и климатические  особенности, качество питания,  режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Обстановка, удовлетворительная для одного человека, может оказаться болезнетворной для другого. Вместе с тем выявление универсальных условий здоровья позволяет сформулировать принципы «политики здоровья».

6. Здоровье — это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие.  В разное время, в разных  культурах граница между здоровьем  и нездоровьем определялась по-разному.

7. Здоровье является одной  из базовых ценностей в жизни  людей.

8. Для определения состояния  здоровья человека необходимы, с  одной стороны, эталонное основание,  устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой  — описание закономерностей возникновения  и течения болезней. В этом  качестве выступают системы научных  представлений о норме и патологии.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                               

                                 Теория психологического здоровья

 

К проблеме психологического здоровья с исторической точки зрения выглядит вполне закономерным. Чтобы  убедиться в этом, достаточно проследить логику развития психологической науки  и эволюцию проблемы нормы в психологии. Начальный период становления современной  психологии назван  классическим. Безальтернативным объектом изучения была психика как свойство высокоорганизованной живой материи, предметом исследований стали психические явления в живой природе.

Неклассической психологии — ознаменовался зарождением  гуманитарной стратегии исследования «психики человека», попытками преодоления  феноменологии психического и вхождения  в феноменологию человеческой реальности.

Общим принципом психологического здоровья является стремление человека стать и оставаться самим собой, несмотря на перипетии и трудности  индивидуальной жизни. Гуманистический подход стал яркой вехой в развитии психологии, послужил реабилитации человека в науке, скорректировал профессиональные принципы в гуманитарных сферах (прежде всего, в образовании и здравоохранении), придал мощный импульс становлению практики психологической помощи людям. Гуманистическая психология реализовала установку персоноцентрического сознания, для которого «самость» есть основополагающая и конечная ценность. Такая позиция больше соответствует укладу языческого мира. Только объектом поклонения (идолом, кумиром) людей становятся не природные силы как живые сущности, а их собственная природа (натура), нормой жизни — самоутверждение и самовыражение во всех доступных формах, целью жизни — земные блага. Суть такого рода «природной духовности» проявляется в стремлении к человеку к божеству, когда индивид старается уподобиться Богу, так и не потрудившись быть человеком. В наше время эта тенденция оформилась в культ вожделенной успешности и приобрела характер социальной догмы. В действительности замыкание индивида в своем самосовершенствовании ради самосовер- шенствования чаще приводит к обессмысливанию бытия и общему снижению жизнеспособности.

Отечественные психологи, когда  были сняты идеологические барьеры  и появилась возможность осваивать  и осмысливать мировой опыт, отреагировали  на представления о психологическом  здоровье со всей широтой российского  характера: заинтересованно (стараясь вникнуть в существо вопроса), настороженно (усматривая в них опасность утраты психологией «суверенитета», дескать, здоровье — это вотчина эскулапов), скептически (усомнившись в актуальности и практической значимости проблемы), критически (пеняя на метафоричность и невнятность центрального понятия, неохваченность его формальной дефиницией). Оставив эмоции за скобками, уже можно констатировать, что тема выдерживает испытание временем: психологическое здоровье детей рассматривается сегодня как смысла образующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования; психологические факультеты готовят специалистов соответствующего профиля  отечественная наука предложила иные основания и принципы рассмотрения проблемы психологического здоровья, сообразные нашей культурной традиции и ментальности. Они последовательно реализованы в русле гуманитарно-антропологического подхода.

Центральной для гуманитарно-антропологического подхода в психологии является идея возможности и необходимости  восхождения человека к полноте  собственной реальности. Ее суть отражена в ключевых понятиях: «гуманитарный» происходит от латинских  humus — «почва» и humanus — «человечный» и подразумевает пространство зарождения и вынашивания человеческих качеств и способностей, духовно-культурную укорененность и преемственность человека; «антропологический» является производным от греческого anthropos — «человек», символизирует сущностные силы и устремленность человека. Парадигмальное отличие и эвристическая ценность подхода состоят в том, что он обнаруживает антиномию человеческой субъективности (самости): она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании (В. И. Слободчиков).

В сравнении с мировоззренческим  контекстом гуманистической психологии гуманитарно-антропологический подход представляет собой соотнесение  рациональной психологической мысли  с православной традицией в стремлении к синергии научной методологии  и духа учения Христа для решения  проблем здоровья, развития и существования  человека.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

  Антропологическая модель психологического здоровья

 

Условия и критерии психологического здоровья могут быть выведены и раскрыты, исходя из онтологии человеческого  способа жизни. В психологической антропологии в качестве конституирующих человечность оснований были выделены сознание, деятельность и общность. В пространстве обозначенных онтологических оснований в предельно концентрированном виде можно выделить доминанты «человеческого потенциала». Они образуют своего рода матрицу психологических характеристик человека (нормативные, предельные и запредельная формы бытия), позволяют конкретизировать атрибуты психологического здоровья и основные формы отклонений.

Параметры психологического здоровья выглядят не иначе, как достоянием зрелости. Психологическая антропология указывает на неслучайный характер данного обстоятельства: «процесс саморазвития — как сущностная форма бытия человека — начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы — нередко и всю жизнь —может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс». Длительный период дошкольного и школьного детства пространством вынашивания и актуализации у ребенка человеческих качеств и способностей является  со-бытийная общность, механизмом развития —  внешняя рефлексия и сопереживание, условиями развития —  диалогическое общение и  сотрудничество в деятельности (игровой, учебной, организационной, практической), средством нравственного воспитания — личный пример и добрый совет (совесть) старших. Поэтому в отношении детей критерии психологического здоровья корректнее соотносить с системой связей и отношений ребенка с его естественным человеческим окружением, прежде всего — со значимыми взрослыми.

Значимый взрослый — это  родной и/или близкий человек, оказывающий  существенное, определяющее влияние  на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Здесь можно выделить две противоположные тенденции: рост взаимопонимания, доверие и уважение, соблюдение нравственной чистоты; либо разобщение, безразличие или неприятие, вовлечение в пагубу. Психологи-практики сетуют, что проблемные состояния современных детей все труднее понимать, исходя из сложившихся ранее медико-психологических, психотерапевтических и психолого-педагогических моделей. В профессиональный обиход вошло определение «другие дети».

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей сказано: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы!» Психологическое состояние ребенка непосредственно связано с влиянием окружения и образом совместной жизни. Центральное место в системе нарушений психологического здоровья у детей занимают ситуации, когда нормальное развитие ребенка воз можно скорее не благодаря, а вопреки поведению и отношению окружающих. Причем ребенок наиболее уязвим в отношениях со значимыми взрослыми.

К сходным выводам пришли и эксперты Всемирной Организации Здравоохранения: обобщив данные исследований, проведенных в различных странах мира, они констатировали, что психологические отклонения, как правило, отмечаются у детей, которые растут в условиях семейного разлада, страдают от недостаточного общения со взрослыми или их враждебного отношения. В разломах и пустотах человеческих отношений вырастает без-душность, а еще, выражаясь словами Е. Шварца, «безрукие  души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души... продажные души, прожженные души, мертвые души».

 Фиксируемые нарушения психологического здоровья у детей объединены под общим именем —  антропогении. Психологическая сущность антропогений — дисквалификация или деформация субъективности ребенка. Типология антропогений включает в себя:

  1. Биографические обусловленные переживания  безродности (сиротства), нереализованности (педагогической запущенности), бесперспективности («выученной беспомощности»), опустошенности («экзистенциального голода»).
  2. Крайние (чрезвычайные) формы реагирования детей на неблагоприятную жизненную ситуацию — «мауглизацию», ценностную дезориентированность, психотравмирующие переживания, которые, в свою очередь, провоцируют психогенные нервно-психические расстройства.

Информация о работе Психологическое здоровье человека