Психологическое здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
понимание здоровья………………………………………………..4
Теория психологического здоровья……………………………....6
Антропологическая модель психологического здоровья……….9
Психологическое здоровье и образовательная практика………15
Заключение………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

Люди могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта. Психологическое здоровье, в свою очередь, не исключает тревоги и растерянности, сомнений и заблуждений, конфликтов и кризисов. Состояние психологического здоровья имеет  «мерцательную природу», т. е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых  может   преобладать   в   отдельные   моменты   жизни.

Недоразвитие — первая линия дизонтогенеза субъективности — определяется диффузной самоидентичностью и несформированностью внятной личностной позиции с характерным конформным настроем. Обезличенность проявляется в арефлексивном способе жизни, неопределенности ценностных приоритетов, неустойчивом и беспринципном стиле поведения, отсутствии стремления к позитивной свободе и самостоятельности, крайне слабо выраженной способности планировать жизнь и проектировать будущее, чрезмерной зависимости от стечения обстоятельств, чужой воли и влияния среды (необязательно отрицательного), инфантильной безмятежности, приземленности интересов, наивных представлениях о своих возможностях, не озабоченности вопросами морали и проблемой смысла своей жизни. Эти натуры склонны к избирательной идеализации людей, выбору лидера или кумира, что отчасти компенсирует недостатки их собственной самости. Объектом обожания и подражания может оказаться преуспевающая и популярная публичная персона или человек из ближайшего социального окружения, современник или харизматический деятель исторического прошлого, позитивно настроенная личность или одиозная фигура. Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной самобытности: человек не ведает или избегает напряжения сложных решений, риска личной инициативы и поступка, бремени ответственности, оказывается не в состоянии свободно и самостоятельно определить жизненные цели и мобилизоваться для их достижения.

Дисгармоническое развитие — вторая типичная линия дизонтогенеза  субъективности — определяется искаженной самоидентичностью с характерным  эгоцентрическим настроем. Деформация личности проявляется в чрезмерном самолюбии и односторонности мотивационно-смысловой сферы, явно выраженном приоритете материальных целей (комфорт, карьера, достаток, популярность, власть) над духовными ценностями, своенравии и неутолимой потребности само утверждаться, привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, стремлении добиваться желаемого во чтобы то ни стало, бесчувственном отношении равно как к дальним, так и к ближним, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб другим, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу, отрицании чувства долга и моральной ответственности. Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной со-бытийности: человек оказывается не в состоянии преодолеть само замкнутость, открыть смысл, вдохновляющий к децентрации, самоотдаче, терпимости и любви к ближнему. В погоне  за вожделенными целями рискует впасть в зависимость от них, и, лишившись привилегий достатка, привлекательности или власти, переживать это как потерю самого себя, жизненный крах.

Дезинтеграция — промежуточная  форма дизонтогенеза субъективности — определяется отступлением от личностного способа жизни и как следствие утратой чувства внутренней свободы, благодати и любви. В давние времена, когда лучник не попадал в цель, говорили: «Грех тебе!» Значит, грех — это состояние, когда человек изменил своему назначению, когда индивидуальная жизнь «не попадает в цель» (теряет цельность), когда мнимые успехи идут «мимо главной задачи» (спасения), когда человек лишился ориентира и сбился с пути духовного развития (пути истинного). . Грех в библейском миропонимании — это антипод праведности (чувства правды). Здесь человек утрачивает чувство правды в отношении собственной жизни, застревает на плато обыденного существования, растрачивает впустую свои силы и способности, начинает явно или подспудно переживать непродуктивность жизненного пути (внутренний разлад, духовный тупик). За иссушающими душу заботами и разочарованиями велик риск регресса (состояния, пограничного недоразвитию субъективности, атрофии самости вплоть до со зависимости) или порочных блужданий (состояния, пограничного дисгармоническому развитию субъективности, гипертрофии самости вплоть до само истуканства).

С этической точки зрения — определяющей для нравственной психологии — признаком отклонения от нормы психологического здоровья в первом случае является  неспособность самостоятельно делать нравственный выбор, держать нравственную позицию (в просторечии — «малодушие»); во втором случае — отчуждение нравственных чувств и добродетельных устремлений (в просто речи — «криводушие», «окаянство»).

Эмпирические данные показывают, что нарушения психологического здоровья чаще носят смешанный характер различных проявлений и их сочетаний. Коварность отклонений психологического здоровья состоит в том, что и детьми, и взрослыми они могут переживаться как субъективно благополучные состояния. Кроме того, есть серьезные основания полагать, что антропогении становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний и зависимостей нехимического генеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое здоровье и образовательная практика

 

Наиболее основательно представления  о психологическом здоровье закрепились  среди специалистов образования. Так II Всероссийский съезд психологов образования постановил, что одной из главных целей деятельности педагогов-психологов является профессиональная забота о психологическом здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Это решение нашло отражение в нормативно-правовых документах службы практической психологии а образования.

Для системы образования  проблема психологического здоровья сводится к вопросу о том, «что и кто образуется в развитии?», как квинтэссенция его результатов, больших и малых новообразований, как субъективный настрой и духовный облик становящегося человека. Поэтому психологическое здоровье в первую очередь является не диагностическим, а контекстным понятием, фокусирующим педагогов и специалистов на профессиональной сверхзадаче. В образовании — это приоритет развития ребенка как человека: помочь встать на человеческий путь развития и устоять на нем. И речь здесь не идет только об усвоении знаний, умений и навыков, о развитии его индивидуальности. Педагогии родители должны создать для ребенка внешние ориентиры, укрепляющие и направляющие человека. На языке культуры — это ценности, в религиозном миропонимании — это ощущение присутствия Бога Живого, вера в Бога и жизнь по этой вере. Неслучайно педагоги-новаторы придавали особое значение религиозному воспитанию детей. «Правила поведения для юношества» Я. А. Коменского начинались с наставления: «Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов — и, может быть, людей. Первой мыслью как проснешься, пусть будет мысль о Боге». К. Д. Ушинский говорил:

«Религиозное образование  должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».

Идея полноты образования, по сути, означает введение педагогической деятельности в духовный контекст. Духовность — предельное определение  человеческого способа жизни, проявляющегося в родовой укорененность, культурной преемственности и личной устремленности; сопряженность человека в его мотивах, делах и поступках с добром либо со злом. Соответственно, педагогическая деятельность может быть рассмотрена как антропопрактика, где в качестве сверхзадачи выступает наращивание «человеческого потенциала» и сопровождение детей к черте самоопределения в отношении добра и зла. Именно полное образование, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой обеспечения сохранности психологического здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Чтобы профессионально обеспечивать детям человеческие условия развития, необходим определенный эталон, нормативная система координат.

Отношение взрослого к  ребенку потенциально является источником целого ряда образовательных процессов. Каждой педагогической позиции соответствует  свой развивающий образовательный  процесс: «родитель» — выращивание жизнеспособного человека; «умелец» — формирование специальных способностей; «учитель» — обучение всеобщим способам мышления и деятельности; «мудрец» — воспитание всечеловеческого в человеке. Базовые педагогические позиции символизируют «чистую культуру» педагогического профессионализма.  Это своего рода «четыре стихии» образовательной практики, которые задают начальные условия полноценного, гармоничного развития ребенка. Взрослым строящим совместную с ребенком жизнь, нелишне представить себе состав и пропорции основных элементов, чтобы разобраться, кто же мы реально есть и кем можем быть в реальных отношениях с детьми. Воспитание в любви и достоинстве — вот условия психологического благополучия современных детей.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Список литературы

                                 

  1. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М. : Флинта, 2000
  2. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс,1994
  3. http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_zdorove
  4. http://www.syntone-spb.ru/library/books/content/2.html

 

 

 

 


Информация о работе Психологическое здоровье человека