Психология педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности…………………………………..4
1.1.Теория учебной деятельности в общей теории учения…………………………………..4
1.2. Основные характеристики учебной деятельности……………………………………..4-5
Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной
деятельности…………………………………………………………………………6
2.1. Средства и способы учебной деятельности…………………………………………..…6-7
2.2. Продукт учебной деятельности, ее результат……………………………………….……7
Глава 3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав
внешней структуры учебной деятельности…………………………..…………8
3.1. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности………….…….….8
3.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности………………………………..…9-10
3.3. Общая характеристика учебной задачи……………………………………………....10-11
3.4. Способ решения задачи………………………………………………………………..11-12
3.5. Особенности учебной задачи………………………………………………………….….12
3.6. Психологические требования к учебным задачам……………………..………….…13-14
3.7. Учебная задача и проблемная ситуация………………………………………………14-16
3.8. Этапы решения задачи в проблемной ситуации……………………………………...16-17
3.9. Действия в структуре учебной деятельности………………………………………...17-18
3.10. Действия и операции в структуре учебной деятельности………………………….18-19
3.11. Различные виды учебных действий………………………………………………….19-22
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Педагогика. Реферат- Психология педагогической деятельности.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

(Реферат)

 

Дисциплина:       Педагогика    ___________ 

 

Тема:  _________Психология педагогической деятельности______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Роор Ольга  

Владимировна   

Поток:ЮН-172(2)   

Адрес: Тюменская обл. г.Радужный

9 мкр. 43 дом  24 кв.     

______________________________

Проверил:           

Оценка:     

Дата:      

 

 

 

 

 

 

2013г.

С О Д Е Р Ж  А Н И Е:                    

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности…………………………………..4

1.1.Теория  учебной деятельности в общей  теории учения…………………………………..4

1.2. Основные  характеристики учебной деятельности……………………………………..4-5

Глава 2.  Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной

                 деятельности…………………………………………………………………………6

2.1. Средства и способы  учебной деятельности…………………………………………..…6-7

2.2. Продукт  учебной деятельности, ее результат……………………………………….……7

Глава 3. Внешняя структура  учебной деятельности. Компонентный состав

                внешней структуры  учебной деятельности…………………………..…………8

3.1. Мотивация — первый  компонент структуры учебной  деятельности………….…….….8

3.2. Учебная задача в  структуре учебной деятельности………………………………..…9-10

3.3. Общая характеристика  учебной задачи……………………………………………....10-11

3.4. Способ решения задачи………………………………………………………………..11-12

3.5. Особенности учебной  задачи………………………………………………………….….12

3.6. Психологические требования  к учебным задачам……………………..………….…13-14

3.7. Учебная задача и  проблемная ситуация………………………………………………14-16

3.8. Этапы решения задачи  в проблемной ситуации……………………………………...16-17

3.9. Действия в структуре  учебной деятельности………………………………………...17-18

3.10. Действия и операции  в структуре учебной деятельности………………………….18-19

3.11. Различные виды учебных  действий………………………………………………….19-22

Заключение…………………………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………………………….24  

 
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.    

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность»  понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»    

Учебная деятельность соответственно может  рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.      

 
 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 

1.1. Теория учебной  деятельности в общей теории  учения

В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, СТ. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (в широком контексте теории деятельности, психологические основы которой были заложены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, а конкретное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым) поставили новую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий. 

Своевременность и актуальность поставленных теорией  учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения, в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов (по разным причинам недостаточно сформированную и изученную). Актуальность и своевременность распространения теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе (как в нашей стране, так и в мировой практике), позволяющие реорганизовать как вузовское преподавание, так и саму учебную деятельность студента.      

 

 

    1.2. Основные характеристики  учебной деятельности

Отмечаются  три основные характеристики учебной  деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3. Общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

Исходя  из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего, подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: посодержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание. 

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет  учебной 

     деятельности.  

Анализ  предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Согласно  Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности. 

 

 

    2.1. Средства и  способы учебной деятельности 

Средства  учебной деятельности, с помощью  которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.     

О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения».    

Соответственно  в процессе школьного учения, и  особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими  репродуктивные , проблемно-творческие, исследовательско-позновательные действия

(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности  — это ответ на вопрос, как  учиться, каким способом получать  знания. Наиболее полное и развернутое  описание способа представлено  теорией поэтапного формирования  умственных действий (П.Я. Гальперин,  Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного  действия к внутреннему, умственному  и этапность этого перехода  в соотношении с тем, как  это делает сам обучающийся,  полностью раскрывают способ  учебной деятельности.

 

 

    2.2. Продукт учебной  деятельности, ее результат 

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.    

Результатом учебной деятельности является поведение  субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.     

 

 

  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внешняя структура  учебной деятельности. Компонентный состав внешней

     структуры учебной деятельности. 

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев).    

Информация о работе Психология педагогической деятельности