Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:51, реферат
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности…………………………………..4
1.1.Теория учебной деятельности в общей теории учения…………………………………..4
1.2. Основные характеристики учебной деятельности……………………………………..4-5
Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной
деятельности…………………………………………………………………………6
2.1. Средства и способы учебной деятельности…………………………………………..…6-7
2.2. Продукт учебной деятельности, ее результат……………………………………….……7
Глава 3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав
внешней структуры учебной деятельности…………………………..…………8
3.1. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности………….…….….8
3.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности………………………………..…9-10
3.3. Общая характеристика учебной задачи……………………………………………....10-11
3.4. Способ решения задачи………………………………………………………………..11-12
3.5. Особенности учебной задачи………………………………………………………….….12
3.6. Психологические требования к учебным задачам……………………..………….…13-14
3.7. Учебная задача и проблемная ситуация………………………………………………14-16
3.8. Этапы решения задачи в проблемной ситуации……………………………………...16-17
3.9. Действия в структуре учебной деятельности………………………………………...17-18
3.10. Действия и операции в структуре учебной деятельности………………………….18-19
3.11. Различные виды учебных действий………………………………………………….19-22
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………………….24
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
(Реферат)
Дисциплина: Педагогика ___________
Тема: _________Психология педагогической деятельности______________
Выполнила: Роор Ольга
Владимировна
Поток:ЮН-172(2)
Адрес: Тюменская обл. г.Радужный
9 мкр. 43 дом 24 кв.
______________________________
Проверил:
Оценка:
Дата:
2013г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика
учебной деятельности…………………………
1.1.Теория учебной деятельности в общей теории учения…………………………………..4
1.2. Основные характеристики учебной
Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной
деятельности………………………………………………
2.1. Средства и способы
учебной деятельности…………………………
2.2. Продукт учебной деятельности,
ее результат……………………………………….……
Глава 3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав
внешней структуры учебной деятельности…………………………
3.1. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности………….…….….8
3.2. Учебная задача в
структуре учебной
3.3. Общая характеристика
учебной задачи…………………………………………
3.4. Способ решения задачи………………………
3.5. Особенности учебной
задачи………………………………………………………….…
3.6. Психологические требования
к учебным задачам……………………..………
3.7. Учебная задача и
проблемная ситуация……………………………
3.8. Этапы решения задачи
в проблемной ситуации………………………
3.9. Действия в структуре
учебной деятельности…………………………
3.10. Действия и операции
в структуре учебной
3.11. Различные виды учебных
действий………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»
Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
1.1. Теория учебной деятельности в общей теории учения
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, СТ. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (в широком контексте теории деятельности, психологические основы которой были заложены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, а конкретное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым) поставили новую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий.
Своевременность и актуальность поставленных теорией учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения, в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов (по разным причинам недостаточно сформированную и изученную). Актуальность и своевременность распространения теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе (как в нашей стране, так и в мировой практике), позволяющие реорганизовать как вузовское преподавание, так и саму учебную деятельность студента.
1.2. Основные характеристики учебной деятельности
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2. В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3. Общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.
Исходя из определения учебной
Глава 2. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной
деятельности.
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.
2.1. Средства и способы учебной деятельности
Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения».
Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.
Способы учебной деятельности
могут быть многообразными, включающими
репродуктивные , проблемно-творческие,
исследовательско-
(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).
Способ учебной деятельности
— это ответ на вопрос, как
учиться, каким способом
2.2. Продукт учебной деятельности, ее результат
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
Глава 3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней
структуры учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев).