Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:09, контрольная работа
Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
Вступление
1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование
2. Структура педагогической деятельности
3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
4. Психологические требования к личности учителя
5. Проблемы педагогического общения
6. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
7. Психологические особенности педагогического коллектива
Заключение
суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.
К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
К.Д. Ушинский справедливо
относил это понятие к области
психологии: "Так называемый
-не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
-не противопоставлять сильных слабым;
-не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
-замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
-воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
-формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.
5. Проблемы педагогического общения
Педагогическое общение
- это важный компонент труда учителя,
создающий атмосферу
-взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
-взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
-мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
-взаимодействие и организация совместной деятельности;
-разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
-взаимная удовлетворенность участников общения.
Такой широкий спектр задач
требует оптимизации
Взаимодействие учителя
с учащимися - один из важнейших путей
воспитательного влияния
Стиль руководства. Охарактеризуем
пять наиболее часто встречающихся
у учителей стилей руководства учащимися.
При автократическом стиле
При демократическом
стиле руководства учитель
При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
Стиль руководства
накладывает отпечаток на всю
систему взаимоотношений
В противном случае
возникают конфликты учащихся
с учителями. Наблюдается "
Стиль руководства
учителя формируется под
6. Понятие об
индивидуальном стиле
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
-в темпераменте;
-в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;
-в подборе средств воспитания;
-в стиле педагогического общения;
в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический
опыт буквально копировать не стоит;
воспринимая главное в нем, учитель
должен стремиться к тому, чтобы
оставаться самим собой. Это не только
не снизит, но существенно повысит
эффективность обучения и воспитания
детей на основе заимствования передового
педагогического опыта. Попытки
прямого копирования передового
педагогического опыта одних
учителей бесперспективны, т.к. такой
опыт практически неотделим от личности
учителя, а психологическую
7. Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: "...
я не представлял и не представляю,
можно ли воспитать... детский коллектив,
если не будет коллектива педагогов".
Педагогический коллектив имеет
определенную организационную структуру.
Структура определяет отношения
взаимной зависимости, взаимного контроля
членов коллектива. В рамках этой структуры
работает педагогический совет, методические
объединения учителей-
В педагогическом коллективе
существует определенное
Взаимоотношения учителей в
педагогическом коллективе определяются
и опосредуются целями и содержанием
их деятельности. Отношения, которые
складываются между учителями можно
условно назвать официальными и
неофициальными. Первая - общая система
межличностных нравственно-
Эффективность деятельности
педагогического коллектива зависит
от морально-психологического климата
в нем. От него зависит самочувствие
учителя в школе, его стремление
к полной самоотдаче в педагогической
деятельности. Климат коллектива в
немалой степени определяет и
меру творчества каждого учителя. Климат
педагогического коллектива зависит
от ряда обстоятельств: стиля руководства
администрации школы, условий труда,
социально-психологической
Литература
Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612
И.Н.Логвинов, С.В.Сарычев "10 избранных лекций по педагогической психологии"
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.
Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения.—- М., 1987.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 1979.