Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:16, контрольная работа
Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.
1.Возрастные особенности ребёнка и педагогическая оценка.
2. Обучаемость и успеваемость. Причины неуспеваемости школьников. Работа учителя и психолога с неуспевающими учениками.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Дисциплина «Педагогическая психология»
Управляемая самостоятельная работа №6
по теме:
«Психология педагогической оценки и школьной успеваемости»
Выполнила:
Свидерская Валерия,
группа ПТ-31,
Проверил:
Кудрявцев И. Ю.
БАРАНОВИЧИ, 2013
План:
1.Возрастные особенности ребёнка и педагогическая оценка.
2. Обучаемость и успеваемость.
Причины неуспеваемости
Педагогическая оценка, ее
выбор и эффективность зависят
от возраста ребенка. Индивидуальные особенности
детей определяют их восприимчивость
к различным стимулам, а также
мотивацию учебно-
Основные тенденции
В младенческом и раннем
возрасте вплоть до того времени, когда
ребенок усвоит вербальную речь, начинает
ее понимать и пользоваться ею, наиболее
действенной формой педагогической
оценки является эмоционально-экспрессивная,
передаваемая через жесты, мимику и
пантомимику. С помощью реакций,
вызывающих у ребенка положительные
эмоции, взрослый дает ему понять, что
та или иная форма поведения им
одобряется. Посредством реакций, порождающих
у ребенка отрицательные
Стимулирование деятельности
и общения детей в младшем
и старшем дошкольном возрасте может
быть дополнено социально-
В старшем дошкольном возрасте
к тем способам стимулирования, которые
применялись на предыдущих возрастных
этапах, Добавляются педагогические
оценки, связанные с соблюдением
правил поведения, а также с демонстрацией
знаний, умений и навыков. Благоприятные
возможности для этого
Иначе обстоит дело в младшем
школьном возрасте. Здесь на первый
план выходят и приобретают в
глазах детей особенную ценность
стимулы, связанные с имеющимися
у них знаниями, умениями и навыками,
с соблюдением дисциплинарных требований,
а также социально-
В подростковом возрасте ситуация
меняется. Прежние способы
В старшем школьном возрасте
значимость педагогических оценок, предлагаемых
взрослыми людьми, вновь возрастает,
и наряду с этим меняется и иерархия.
Более существенными становятся
оценки личностного плана, чем оценки,
касающиеся знаний, умений и навыков,
а также внешних форм поведения.
Педагогические оценки, получаемые от
взрослых людей, в данном возрасте,
как правило, преломляются через
самооценку, и собственное восприятие
себя становится более существенным,
чем оценки, получаемые со стороны.
Это является признаком перехода
на высший уровень личностной зрелости,
соответствующий
2. Обучаемость
и успеваемость. Причины неуспеваемости
школьников. Работа учителя и
психолога с неуспевающими
Понятие обучаемости было введено Н. А.
Менчинской.
Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.
Это общая
характеристика психического развития,
позволяющая достичь более
• психофизиологические процессы (возбуждение
и торможение, их соотношение, работоспособность,
скорость реакций, темп и ритм деятельности);
• сенсорные и перцептивные процессы
(схватывающий или дета лизирующий тип
восприятия, избирательность восприятия,
чув ствительность. особенности развития
слухового или зрительного ощущения);
• мнемическая функция (использование
приемов запоминания. включение деятельности
в запоминание, установка па долговре
менное и прочное запоминание, активное
использование типа за поминания и др.);
• опора на гибкость мышления;
• скорость мышления;
• саморегуляция устойчивости, распределения
внимания и др.
Как установила
Н. А. Менчинская. обучаемость проявляется
в про цессе усвоения школьниками понятий
и овладения приемами умственной деятельности. В
результате удалось выявить и индивидуальные
особенности в исполнении учебной работы:
«При достаточно выраженном постоянстве
этих различий имелось основание говорить
о них не как о частных различиях в успешности
выполнения тех или иных действий, а как
о свойстве личности, которое и было обозначено
термином "обучаемость", получившим
свою содержательную характеристику путем
выделения показателей, характеризующих
это свойство».
Вместе с тем установлено, что обучаемость
ярко проявляется при выполнении заданий,
требующих не стереотипных решений —
по образцу, а таких, когда следовало совершить
«микрооткрытие». Обнаружили ученые и
другое: высокая обучаемость не приводит
к успеху, если у школьника нет направленности
на учебную деятельность.
Н. А. Менчинская и ее сотрудники выделили
типы различий в обучаемости, основанные
на ряде критериев:
• восприимчивость к усвоению знаний,
степень овладения умственными операциями
(интеллектуальные свойства);
• направленность личности, определяющая
отношения, оценки и идеалы.
Данные признаки позволили определить
4 типа учащихся:
1. Имеющие положительную характеристику
восприимчивости к усвоению знаний, способные
овладеть умственными операциями
и отличающиеся положительной направленностью
— позитивно относящиеся к школе.
2. Имеющие отрицательную характеристику
восприимчивости к усвоению знаний и низкую
возможность овладеть умственными операциями
в сочетании с отрицательным отношением
к школе, низкой мотивацией.
3. Положительные интеллектуальные свойства
и отрицательное от ношение к школе.
4. Негативные интеллектуальные свойства
и позитивная направленность на школьное
обучение вместе с высокой мотивацией1.
Ученые подчеркивают: свойства, положенные
в основание классификации, могут изменяться
так же, как и обусловленные ими типы учащихся. Если первоклассник
с большим желанием и усердием начинает
выполнять все учебные задания, это еще
не гарантия, что все последующие годы
пребывания в школе окажутся успешными
и станут характеризоваться высокой мотивацией
к учению. Все будет зависеть от того, насколько
соответствующая направленность школь
никапроявится в конкретных позитивных
успехах, и как этому будут способствовать
учителя разных предметов.
Иногда у учеников возникает ряд трудностей
(у них и обучаемость низкая, и отношение
к учению отрицательное). Чтобы успеваемость
школьника была хорошей и вообще повышалась
его обучаемость, педагогу необходимо
изменить мотивацию учащегося. Разумеется,
мобилизовать все ресурсы ребенка, если
тот не желает заниматься чем-то для него
неинтересным, не представляется возможным.
Измене ниямже наиболее поддается именно
мотивационная сфера.
Особое значение для обучаемости имеет
самооценка учащегося.
Самооценка — это
значимость, которой ученик наделяет сам
себя (способность оценить свои черты
личности или интеллекта), обретая системы
смыслов, которые защищают личность и
регулируют ее взаимодействие с окружающими.
Она является одним из параметров успешной
учебной деятельно сти, поскольку определяет
желание или нежелание ею заниматься.
Как завышенная, так и заниженная самооценка
отрицательно сказывается на процессе
и результатах учения.
Следовательно, обучаемость демонстрирует
общие способности школьника
и учитывает многие стороны его личности
— выносливость, работоспособность, гибкость
и быстроту мышления, активность и мотивацию
личности, взаимодействие с другими учащимися
и учителем.
Значительный вклад в понимание обучаемости
и успеваемости школьников внесли работы
Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
Г. С. Костюка, И. В. Страхова и др. Например.
Б. Г. Ананьев организовал экспериментальное
обучение, которое предполагало взаимосвязь
учебных предметов, преподаваемых в школе.
Оказалось, последняя способствует умственному
развитию школьников, так как интенсивно
формирует их умственные действия.
Исследованиями же П. Я. Гальперина и Н.
Ф. Талызиной было показано, что такого
возможно добиться поэтапно, причем с
определенными, заранее намеченными свойствами,
и тем самым сформировать тип обучаемости.
Как продемонстрировали ученые, вполне
реально вооружить школьника методом
анализа, в результате чего ученик сам
будет способен формировать умственное
действие, а не следовать заранее жесткому
и заданному учебником или учителем. П.
Я. Гальперин подчеркивает роль личной
активности школьники в процессе учения,
а следовательно, и обучаемости.
Значительный вклад в понимание обучаемости
и умственного раз вития школьника внесли
работы В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина.
В них подчеркивается необходимость развивать
теоретическое мышление как основу для
умственного развития школьников. Например,
Д. Б. Эльконин выделил в структуре учебной
деятельности учебно-познавательные мотивы,
учебные задачи (и операции), контроль,
оценку. И если в младшем школьном возрасте
формируются отдельные компоненты учебной
деятельности, то подросток ставит задачу
усвоения общей ее структуры. Появляется
у него и саморегуляция — осознанная постановка
целей и задач, связанных с предстоящими
вида ми деятельности и подчинение им
способов своей учебной работы. Примечательно,
что внешний контроль превращается в самоконтроль,
когда ребенок усваивает именно общую
структуру учебной деятельности и всех
ее компонентов. Создание контрольно-ориентировочного
аппарата, имеющего отношение к учебной
деятельности, приводит к рефлексии и
самовоспитанию. Обучаемость связана
с успеваемостью.
Успеваемость — это качественная характеристика результатов освоения учебной программы.
С точки зрения З. Гильбуха,
можно выделить следующие причины неуспеваемости:
• педагогические;
• психологические;
• нейрофизиологические.
Первые также подразделяются на две группы:
• связанные с поведением педагогов и
родителей;
• вызванные поведением самих учащихся.
Неуспеваемость, причины которой кроются
в деятельности учителя, вызвана отсутствием
дифференцированного подхода к детям
незнанием и непониманием их, неумением
их стимулировать и использовать нужные
для активизации методы обучения. Причины,
касающиеся родителей, — отсутствие с
их стороны любви к своим детям, недостаток
заботы о них.
Имеющие же отношение к самим детям причины
– это неинтенсивность и неэффективность
учебной деятельности, слабая мотивация
и нежелание чем-либо заниматься с усердием,
что приводит к пропускам занятий.
Психологические причины неуспеваемости,
с точки зрения 3. Гильбуха, - недостаточное
развитие эмоционально-волевой сферы,
пробелы в знаниях, неразвитость мотивации,
плохая сформированность способов учебно-познавательной
деятельности.
К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости
относятся функциональная слабость высшей
нервной деятельности, малая мозговая
дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения.
Можно выделить следующие группы неуспевающих
школьников:
Таким образом, неуспеваемость — это
отставание в учении, при котором
школьник не может овладеть за отведенное
время знания ми, предусмотренными
учебной программой. К сожалению,
не всегда учитель способен вовремя распознать
данный факт и причины, его вызвавшие,
и найти способы помочь школьнику, имеющему
про блемы в учении. Последние чаще всего
имеют дисциплинарный, а не психологический
характер: взрослые наказывают детей,
заставляют их больше заниматься, но как
это делать эффективно, школьники не знают,
отсюда еще большие неудачи. В итоге они
окончательно забрасывают учение. Следовательно,
нужно находить иные пути коррекционной
деятельности.
Направленность ее такова:
Информация о работе Психология педагогической оценки и школьной успеваемости