Психолого-педагогическая диагностика воспитанников: принципы, формы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:06, реферат

Описание работы

Дошкольная педагогика представляет собой довольно специфическую, особую область жизнедеятельности общества, которая является отражением его идеологии и уровня развития. Ее индивидуальность определена своеобразием возрастной группы, в отношении которой она применяется и отношением общества к этой группе, которое выражено в следующих аспектах: идеологический, философский, психолого-педагогический, социально-экономический. Принимая во внимание тот факт, что развитие современного образования сегодня не возможно по традиционной системе, а новая - инновационная, подразумевает активное внедрение и использование передовых технологий, методов и приемов, закономерно возникает вопрос о проблемах, возникающих в педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

психология ненасилия.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Психологическая диагностика является важным аспектом адаптации детей в ДОУ, так как дает возможность своевременно выявить наличие проблем, препятствующих процессу адаптации. К принципам организации диагностической работы относятся следующие:

1.Принцип законности – предполагающий, что диагностика должна проводиться с соблюдением: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребёнка; Закона Российской Федерации «Об образовании»; Устава образовательного учреждения; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Договора с родителями; приказов руководителя ОУ; решений педагогического совета ОУ.

2.Принцип научности – предполагающий, что в ОУ диагностическая работа должна опираться на обосновывающие выбор изучаемых показателей, научные исследования, методы, организацию обследования и сроки.

3.Принцип этичности – предполагающий, что диагностика должна проводиться при соблюдении этических правил и норм.

4.Принцип оптимальности – предполагающий, что минимальными усилиями, должно быть получено достаточное для работы образовательного учреждения количество качественной диагностической информации[11; с.16-18].

Диагностика может быть проведена при использовании различных форм и методов работы: индивидуальные и групповые, проективное рисование, письменное выполнение заданий, устное выполнение заданий на итоговых занятиях, в беседах, тестирование, анкетирование. Следует выделить, что эффективность диагностики тесно взаимосвязана с правильным подбором ее методов и форм, что обусловливает высокие требования к квалификационному уровню специалистов, которые задействованы в ее проведении[10].

Специалистами выделяются следующие виды диагностики воспитанников в ДОУ:

  1. Скрининговая диагностика - направленная на выделение обладающих той или иной группой характеристик детей, с оценкой постоянства определенных свойств у группы детей.
  2. Углубленная психолого - педагогическая диагностика, которая проводится после выделения имеющих особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе детей, т. е. в специальной психолого - педагогической помощи. Проводится преимущественно индивидуально или в малых группах.
  3. Динамическое обследование, при помощи которого выделяется эффективность обучения, динамика развития, коррекционных и развивающих мероприятий.
  4. Итоговая диагностика, основная цель которой представлена оценкой характеристик после завершения определенного этапа работы с ним                        [5; с.54-57].

В проведении психолого- педагогической диагностики воспитанников в ДОУ, выделяются следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, разработка для проведения педагогической диагностики методических рекомендаций.
  2. Разработка критериев оценки.
  3. Отбор и подготовка материала для диагностики.
  4. Разработка задач обследования воспитанников.
  5. Разработка плана проведения диагностической работы.
  6. Издание приказа на базе ОУ «О проведении педагогической диагностики», в котором указаны цели проведения, ответственные, сроки проведения.
  7. Разработка таблицы – матрицы по результатам педагогического обследования
  8. Заполнение схемы динамики характеризующей развитие определенных характеристик личности воспитанника.
  9. Составление аналитической справки на основе полученных данных.
  10. Издание приказа на базе ОУ «Об итогах педагогической диагностики» по окончанию диагностического обследования и подведения итогов, в нем отражаются результаты исследования, выводы, рекомендации, сроки устранения недостатков, ответственные лица[2; с.77-80].

Таким образом при анализе принципов, форм и методов психолого - педагогической диагностики можно выделить, что непосредственно психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников.

Результативность психолого - педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно - правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода и психологии ненасилия, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.

 

Заключение

Ориентацией педагога на личностно - ориентированную модель взаимодействия создаются предпосылки для отказа от стереотипизации в профессиональной деятельности, модель способствует его открытости и позитивному отношению к детям, с оптимальным формированием их личности, что является базой для организации на ненасильственной основе взаимодействия педагога с детьми. Согласно положениям психологии процесс воспитания представлен не насильственным воздействием взрослого, а средством свободной ориентации ребенка в окружающем социуме. Подобным подходом основанном на отказе от насилия определяется и одна из важнейших задач воспитания: ребенка необходимо воспитывать в духе ненасилия, при этом главным является воспитание добрых суждений, чувств, воли. Анализируя ведущие принципы ненасильственного взаимодействия в системе дошкольной педагогики, можно выделить, что для их успешной реализации необходимо внесение существенных корректировок во все направления системы образования, где важность представляет построение педагогической деятельности и взаимодействия, на основе личностно- ориентированного подхода.

Психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников. Результативность психолого- педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно- правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.

 

Список литературы

  1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицина А.П. " Современная школа: опыт модернизации"., [Текст]/ ред. А.П. Тряпицина. - Санкт Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 290 с.
  2. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования [Текст]- Москва : Арти, 2004. - 160 с.
  3. Васильева А.И., Бахтурина, Л.А., Кобинина, И.И. Старший воспитатель детского сада [Текст]- Москва : Просвещение, 2000. - 141 с.
  4. Вершинина Н.Б., Суханова,Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст]- Волгоград : Учитель, 2010. - 111 с.
  5. Волкова,В.А.,Соколова,Н.Б. Воспитательная система в ДОУ [Текст]- Москва : ТЦ "Сфера", 2007. – 128 с.
  6. Груздова И. В., Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]- Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. -              390 с.
  7. Дорофеева А. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошк. обр. [Текст]- Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 64 с. 
  8. Иванова С.П. " Учитель ХХI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально- личностной готовности к педагогической деятельности",  [Текст]- Псков : ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002г. 228с.
  9. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций [Текст]- Рыбинск : ЯГПУ, 2012. - 71 с. 
  10. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ ред. Пидкасистый П.И.. - Москва : ТЦ"Сфера", 2004. - 448 с.
  11. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]- Волгоград : Учитель, 2007. - 156 с.
  12. Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст]. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 3-е изд., доп.  : - Учебник для студентов вузов (Серия "Золотой фонд российских учебников") 543 с.
  13. Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В. Качественные характеристики современного дошкольного образования [Журнал] // Дошкольная педагогика / ред. С.Д. Ермолаев. - Санкт Петербург : Детство- Пресс, март 2011 r.. - 68 : Т. 3. 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика воспитанников: принципы, формы, методы