Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:06, реферат
Дошкольная педагогика представляет собой довольно специфическую, особую область жизнедеятельности общества, которая является отражением его идеологии и уровня развития. Ее индивидуальность определена своеобразием возрастной группы, в отношении которой она применяется и отношением общества к этой группе, которое выражено в следующих аспектах: идеологический, философский, психолого-педагогический, социально-экономический. Принимая во внимание тот факт, что развитие современного образования сегодня не возможно по традиционной системе, а новая - инновационная, подразумевает активное внедрение и использование передовых технологий, методов и приемов, закономерно возникает вопрос о проблемах, возникающих в педагогической деятельности.
Психологическая диагностика является важным аспектом адаптации детей в ДОУ, так как дает возможность своевременно выявить наличие проблем, препятствующих процессу адаптации. К принципам организации диагностической работы относятся следующие:
1.Принцип законности – предполагающий, что диагностика должна проводиться с соблюдением: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребёнка; Закона Российской Федерации «Об образовании»; Устава образовательного учреждения; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Договора с родителями; приказов руководителя ОУ; решений педагогического совета ОУ.
2.Принцип научности – предполагающий, что в ОУ диагностическая работа должна опираться на обосновывающие выбор изучаемых показателей, научные исследования, методы, организацию обследования и сроки.
3.Принцип этичности – предполагающий, что диагностика должна проводиться при соблюдении этических правил и норм.
4.Принцип оптимальности – предполагающий, что минимальными усилиями, должно быть получено достаточное для работы образовательного учреждения количество качественной диагностической информации[11; с.16-18].
Диагностика может быть проведена при использовании различных форм и методов работы: индивидуальные и групповые, проективное рисование, письменное выполнение заданий, устное выполнение заданий на итоговых занятиях, в беседах, тестирование, анкетирование. Следует выделить, что эффективность диагностики тесно взаимосвязана с правильным подбором ее методов и форм, что обусловливает высокие требования к квалификационному уровню специалистов, которые задействованы в ее проведении[10].
Специалистами выделяются следующие виды диагностики воспитанников в ДОУ:
В проведении психолого- педагогической диагностики воспитанников в ДОУ, выделяются следующие этапы:
Таким образом при анализе принципов, форм и методов психолого - педагогической диагностики можно выделить, что непосредственно психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников.
Результативность психолого - педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно - правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода и психологии ненасилия, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.
Ориентацией педагога на личностно - ориентированную модель взаимодействия создаются предпосылки для отказа от стереотипизации в профессиональной деятельности, модель способствует его открытости и позитивному отношению к детям, с оптимальным формированием их личности, что является базой для организации на ненасильственной основе взаимодействия педагога с детьми. Согласно положениям психологии процесс воспитания представлен не насильственным воздействием взрослого, а средством свободной ориентации ребенка в окружающем социуме. Подобным подходом основанном на отказе от насилия определяется и одна из важнейших задач воспитания: ребенка необходимо воспитывать в духе ненасилия, при этом главным является воспитание добрых суждений, чувств, воли. Анализируя ведущие принципы ненасильственного взаимодействия в системе дошкольной педагогики, можно выделить, что для их успешной реализации необходимо внесение существенных корректировок во все направления системы образования, где важность представляет построение педагогической деятельности и взаимодействия, на основе личностно- ориентированного подхода.
Психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников. Результативность психолого- педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно- правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.
Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика воспитанников: принципы, формы, методы