Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Отсутствие четких критериев и методов оценки готовности к школе детей с аномалиями в развитии приводит к тому, что часто учитывается паспортный возраст ребенка(7 лет на момент поступления) и наличие знаний и умений, которые обычно распадаются к началу ученого года. Не всегда должное внимание обращается на уровень его физического развития, практически не учитываются особенности мотивационной и эмоционально- волевой сферы общения.

Содержание работы

Введение
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Организация обучения детей с нарушением интеллекта
Обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Специальная психология.docx

— 31.03 Кб (Скачать файл)

Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского.

 

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

 

В дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) реализуется одна из двух программ: «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (авторы: О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова) или «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Екжанова и Е.А. Стребелева). В содержание данных программ включен раздел по формированию элементарных количественных представлений. Задачи данного раздела позволяют вычленить умения, которые можно сформировать у дошкольников с нарушением интеллекта:

1.   умение осуществлять  прямой количественный счет;

2. умение производить  отсчет заданного количества  предметов от совокупности;

3.   формирование представлений  о сохранении количества;

4. умение осуществлять  действия сравнения, упорядочения  и преобразования множеств;

5.      умение  классифицировать предметы по  количественному признаку;

6.      умение  решать простейшие арифметические  задачи на нахождение суммы  и остатка и моделировать содержание  задач на наглядном и условном  материале;

7.      умение  решать примеры.

Задача обучения решению арифметических задач является одной из труднейших в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Трудности вызваны следующими особенностями детей с нарушением интеллекта:

1.   сниженные познавательные  возможности (таких операций наглядных  форм мышления как анализ, сравнение, сериация);

2.   низкая познавательная  активность;

3.  неспособность к  длительным волевым усилиям и  сосредоточению внимания на условии  задачи.

В связи с этим педагогу приходится прикладывать немало усилий, чтобы вызвать у таких детей потребность в выполнении деятельности по решению задачи, сформировать соответствующие способы познавательной деятельности. Кроме того, необходимо создать условия, при которых дети удерживали бы внимание на инструкции педагога, условии задачи и т.д.

 

 

 

Выводы

В дошкольном возрасте ребенок с интеллектуальной недостаточностью без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен со взрослыми и сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.

Список литературы:

  1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие /     Т.В. Варенова. – Мн.: Асар, 2003.
  2. 2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

3. Катаева, А.А. Дошкольная  олигофренопедагогика / А.А. Катаева,

Е.А. Стребелева. – М., 1998.

4. Коррекционная педагогика  в начальном образовании / под  ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 315 с.

5. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой и [и др.]. – М.: Академия, 2006. – 220 с.

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта