Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:59, контрольная работа
Отсутствие четких критериев и методов оценки готовности к школе детей с аномалиями в развитии приводит к тому, что часто учитывается паспортный возраст ребенка(7 лет на момент поступления) и наличие знаний и умений, которые обычно распадаются к началу ученого года. Не всегда должное внимание обращается на уровень его физического развития, практически не учитываются особенности мотивационной и эмоционально- волевой сферы общения.
Введение
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Организация обучения детей с нарушением интеллекта
Обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
Выводы
Список литературы
Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского.
3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
В дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) реализуется одна из двух программ: «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (авторы: О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова) или «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Екжанова и Е.А. Стребелева). В содержание данных программ включен раздел по формированию элементарных количественных представлений. Задачи данного раздела позволяют вычленить умения, которые можно сформировать у дошкольников с нарушением интеллекта:
1. умение осуществлять прямой количественный счет;
2. умение производить отсчет заданного количества предметов от совокупности;
3. формирование представлений о сохранении количества;
4. умение осуществлять действия сравнения, упорядочения и преобразования множеств;
5. умение классифицировать предметы по количественному признаку;
6. умение
решать простейшие
7. умение решать примеры.
Задача обучения решению арифметических задач является одной из труднейших в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Трудности вызваны следующими особенностями детей с нарушением интеллекта:
1. сниженные познавательные возможности (таких операций наглядных форм мышления как анализ, сравнение, сериация);
2. низкая познавательная активность;
3. неспособность к
длительным волевым усилиям и
сосредоточению внимания на
В связи с этим педагогу приходится прикладывать немало усилий, чтобы вызвать у таких детей потребность в выполнении деятельности по решению задачи, сформировать соответствующие способы познавательной деятельности. Кроме того, необходимо создать условия, при которых дети удерживали бы внимание на инструкции педагога, условии задачи и т.д.
Выводы
В дошкольном возрасте ребенок с интеллектуальной недостаточностью без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен со взрослыми и сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.
Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.
Список литературы:
3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева,
Е.А. Стребелева. – М., 1998.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 315 с.
5. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой и [и др.]. – М.: Академия, 2006. – 220 с.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта