Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;
Реализация программы “ Уроки творчества”.
Проблема педагогического
руководства развитием
Цель программы:
Задачи программы:
1. создать условия
для развития творческих
2. способствовать
воспитанию эстетического
Основные методы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки. Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии и что понравилось больше всего.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов со второго класса четырехлетней начальной школы (34,34 часа соответственн ) и содержит около 500 заданий творческого характера.
Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на:
Структура и содержание программы:
Весь курс обучения представляет собой систему взаимосвязанных тем раскрывающих многообразные связи предметной практической деятельности в природе с миром творчества и искусства. С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. Название программы “Уроки творчества ” - не случайно. Идея программы индивидуальный, групповой, коллективный подход, после каждого занятия происходит рефлексия, каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа. В связи с этим, целью данной работы является, составление программы развития творческих способностей, детей младшего школьного возраста. Программа развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, получить основания для прогноза дальнейшего хода психического развития ребенка. Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально- психологическим особенностям младших школьников. Программа “ Уроки творчества ” оказывает существенную помощь в реализации развития творческих способностей младших школьников.
Тематическое планирование «Уроки творчества»
Разделы 2 класса |
Количество часов |
Разделы 3 класса |
Количество часов |
Разделы 4 класса |
Количество часов |
Объект и его признаки |
9 |
Системы |
10 |
Би – и полисистемы |
7 |
Ресурсы человека |
9 |
Законы развития системы |
8 |
Противоречие |
10 |
Приемы фантазирования |
8 |
Аналогия |
8 |
Приемы разрешения противоречий |
10 |
Методы активизации мышления |
8 |
Моделирование |
8 |
Качества творческой личности |
7 |
Для организации
содержания курса был
Согласно принципам
личностно - деятельностного подхода,
все выполненные творческие задания
заканчивались значимыми и
Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на;
Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.
“Уроки творчества”
реализовались в следующих
“Познание”.
Реализация
первого направления работы
“Создание нового”.
При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:
Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.
“Преобразование объектов”
Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
В результате выполнения у учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.
“ Использование в новом качестве”
Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются следующие творческие задания:
В результате их
выполнения под руководством педагога
учащиеся смогли овладеть умением быстро
находить оригинальное применение проявленным
у объекта свойствам. Далее
приведём примерный тематический план
занятий по классам.
Тематическое планирование для 2 класса
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
октябрь |
Знакомство |
1 |
Объект и его признаки |
9 | |
Мир природный и технический |
1 | |
Объект и его признаки |
1 | |
Цвет |
1 | |
Размер |
1 | |
ноябрь |
Форма |
1 |
декабрь |
Материал |
1 |
Назначение |
1 | |
январь |
Время |
1 |
Самостоятельная творческая работа |
1 | |
февраль |
Ресурсы человека |
10 |
Человек |
1 | |
Органы чувств |
1 | |
Мышление |
2 | |
Внимание |
2 | |
Воображение |
2 | |
Память |
1 | |
март |
Самостоятельная творческая работа |
1 |
Приемы фантазирования |
8 | |
Наоборот, дробление-объединение |
2 | |
апрель |
Оживление, подвижный - неподвижный |
2 |
Смещение во времени, увеличение-уменьш. |
2 | |
Решение задач |
2 | |
Методы активизации мышления |
6 | |
Метод перебора вариантов, морфологический анализ |
2 | |
май |
Метод фокальных объектов |
2 |
ТРИЗ |
1 | |
Самостоятельная творческая работа |
1 | |
итого |
34 |