Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

                      

 

                          Реализация программы “ Уроки творчества”.

Проблема педагогического  руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы создали программу автора “ Уроки творчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативных занятиях. Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы. Нами была сделана попытка построения некой системывыполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Реализация программы творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компенсирует факультативный курс “ Уроки творчества”.

Цель  программы:

  • развитие системности, диалектичности мышления;
  • развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;
  • обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.

Задачи  программы:

1. создать условия  для развития творческих способностей  учащихся.

2. способствовать  воспитанию эстетического чувства,  восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного.

Основные  методы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Занятия построены  таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при  этом соблюдается принцип от сложного к более простому в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки. Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии и что понравилось больше всего.

Данная программа  рассчитана на 68 учебных часов со второго класса четырехлетней начальной школы (34,34 часа соответственн ) и содержит около 500 заданий творческого характера.

Деятельность  по реализации системы творческих заданий  мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на:

  1. познание объектов, ситуаций, явлений;
  2. создание новых объектов, ситуаций, явлений;
  3. преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  4. использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.

                                 Структура и содержание программы:

Весь курс обучения представляет собой систему взаимосвязанных тем раскрывающих многообразные связи предметной практической деятельности в природе с миром творчества и искусства. С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. Название программы “Уроки творчества ” - не случайно. Идея программы индивидуальный, групповой, коллективный подход, после каждого занятия происходит рефлексия, каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа. В связи с этим, целью данной работы является, составление программы развития творческих способностей, детей младшего школьного возраста. Программа развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, получить основания для прогноза дальнейшего хода психического развития ребенка. Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально- психологическим особенностям младших школьников. Программа  “ Уроки творчества ” оказывает существенную помощь в реализации развития творческих способностей младших школьников.

                      Тематическое планирование «Уроки творчества»

Разделы 2 класса

Количество часов

Разделы 3 класса

Количество  часов

Разделы 4 класса

Количество  часов

Объект и  его признаки

            9

Системы

       10

Би – и  полисистемы

       7

Ресурсы человека

           9

Законы развития системы

        8

Противоречие

        10

Приемы фантазирования

           8

Аналогия

       8

Приемы разрешения противоречий

         10

Методы активизации  мышления

          8

Моделирование

      8

Качества творческой личности

         7


   Для организации  содержания курса был использован  подход, позволяющий параллельно включать творческие задания, ориентированные на познание создание, преобразование и использование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии  учащихся в индивидуальном режиме, сохраняя целостность системы обучения. Так, например, в разделе “ Объект и его признаки” при изучении темы“Форма” использовались задания, ориентированные на познание “Создание и преобразование объектов” (составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме “ Материал” - задания на познание, создание и использование объектов в новом качестве (“ Что из чего?”, “Составь загадку”, “Найди новое применение старой резиновой игрушке”, “придумай новый материал и объясни как его использовать”).

Согласно принципам  личностно - деятельностного подхода, все выполненные творческие задания  заканчивались значимыми и доступными для младших школьников практическими видами деятельности – изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов. Развитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений, непрерывного “наращивания” каждым учащимся опыта творческой деятельности.

Деятельность  по реализации системы творческих заданий  мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на;

  1. познание объектов, ситуаций, явлений;
  2. создание новых объектов, ситуаций, явлений;
  3. преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  4. использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.

“Уроки творчества”  реализовались в следующих направлениях.

“Познание”.

 Реализация  первого направления работы предполагает  выполнение учащимися творческих  заданий, ориентированных на познание  объектов, ситуаций, явлений с целью  накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: “ Да-Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организм человека”, “Театральная”,”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

“Создание нового”.

При реализации второго направления учащимися  выполняются творческие задания, ориентированные  на создание нового:

  • “ Моя визитка”;
  • “ Составь загадку”;
  • “ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”;
  • “ Изобрази свою память”;
  • “Придумай сказку ( историю) о……..”;
  • “ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;
  • “ Придумай телефон для глухих” и др.

Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные  приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

“Преобразование объектов”

Для создания опыта  творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания  по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

  • “ Вездеход на Марсе”;
  • “ Задача об укладке фруктов”;
  • “ Задача о сушке пороха”;
  • “ Задача об отделении микроба”;
  • “Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и др.;

В результате выполнения у учеников расширились возможности  преобразования объектов, ситуаций, явлений  путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

“ Использование  в новом качестве”

Особенностью  организации работы над творческими  заданиями является использование  ресурсного подхода в комплексе  с ранее использованными методами. Учащимися выполняются следующие творческие задания:

  • “ Найди применение открытию древних в наши дни”;
  • “ Павианы и мандарины”;
  • “Задача о рекламном трюке”;
  • “ Задача о первых людях на Луне”;
  • Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
  • “Вини-Пух решает вслух”;
  • “Нарния” и др.

В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся смогли овладеть умением быстро находить оригинальное применение проявленным  у объекта свойствам.  Далее  приведём примерный тематический план занятий по классам.                                  

 

                        Тематическое планирование для 2 класса

 

      Дата

            Название темы

Кол-во часов

октябрь

Знакомство

     1

 

Объект  и его признаки

     9

 

Мир природный  и технический

     1

 

Объект и его признаки

     1

 

Цвет

     1

 

Размер

     1

ноябрь

Форма

     1

декабрь

Материал

     1

 

Назначение

     1

январь

Время

     1

 

Самостоятельная творческая работа

     1

февраль

Ресурсы человека

   10

 

Человек

    1

 

Органы чувств

    1

 

Мышление

    2

 

Внимание

    2

 

Воображение

    2

 

Память

    1

март

Самостоятельная творческая работа

    1

 

Приемы  фантазирования

    8

 

Наоборот, дробление-объединение

   2

апрель

Оживление, подвижный - неподвижный

   2

 

Смещение во времени, увеличение-уменьш.

   2

 

Решение задач

    2

 

Методы  активизации мышления

    6

 

Метод перебора вариантов, морфологический анализ

   2

    май

Метод фокальных  объектов

   2

 

ТРИЗ

   1

 

Самостоятельная творческая работа

   1

      итого

 

     34

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста