Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

                       Тематическое планирование для 3-4 класса

 

      Дата

            Название темы

Кол-во часов

сентябрь

Повторение

   1

 

Система

   8

 

Функция систем

    1

 

Ресурсы систем

    2

 

Идеальный конечный результат

    1

октябрь

Решение задач

    1

 

Система- человек

     2

ноябрь

Самостоятельная творческая работа

    1

 

Законы развития систем

    10

 

Закон развития систем

     2

декабрь

Закон S-образного  развития систем

     2

 

Закон согласования - рассогласования

     2

 

Решение задач

     2

 

Самостоятельная творческая работа

    2

январь

Моделирование

    10

 

Порядок на “мозговом  чердаке”

     1

 

Алгоритм

     1

 

Постановка  задачи

      1

февраль

Модели

      2

март

Модели задачи

      2

апрель

Моделирование маленькими человечками

     2

 

Решение задач

    1

 

Аналоги

    5

 

Природа и техника

    2

май

Аналоги в творческих задачах

    2

 

Самостоятельная творческая работа 

    1

      итого

 

  34


 

                       Тематика родительских собраний во 2 классе

     дата

                                        тема

1 четверть

Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений современного образования

2 четверть

Концепции развития творческих способностей школьников

3 четверть

Методологическая культура младшего школьника

4четверть

Организация творческой деятельности учащихся начальной школы.




 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                               Тематика родительских собраний в 3-4классе

     дата

                                        тема

1 четверть

Закономерности  как основа интуиции

2 четверть

Организация исследовательской  деятельности младшего школьника

3 четверть

Алгоритмические методы решения творческих задач

4четверть

Творческие  традиции в школе и дома.




 

 

 

 

 

 

 

  Использование творческих заданий  в учебной деятельности младших  щкольников

Тематические  серии

Содержание  творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных  предметов

“Театральная”

Создание театральных  эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание, создание, преобразование, использование в  новом качестве.

Литературное  чтение

Технология

“Природный  мир”

Нахождение  соответствий природных и технических  объектов, изучение возможностей природных  аналогов для развития техники

Создание, преобразование

Окружающий  мир

“Нарния”

Анализ взаимоотношений  героев произведений Клайва Степлза  Льюиса

Познание, создание

Внеклассное чтение

“Вини-Пух решает вслух”

Решение проблем  в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола,А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание, преобразование, использование в новом качестве

Обучение грамоте 

Литературное  чтение

“Природный  мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений, изучение органов чувств, памяти. мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание, создание, преобразование, использование в новом качестве

Обучение грамоте,

Окружающий  мир 

ОБЖ

Литературное  чтение

Русский язык

“Головоломки”

Решение и составление  задач на внимание, головоломок шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание,преобразование

Математика

Окружающий  мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное  чтение

Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков  объектов (цвета, формы, размеры, материалы  назначений расположения в пространстве,природных  явлений; составление загадок, метафор, сравнений

Познание, создание, преобразование,

 

использование в новом качестве

Математика

Окружающий  мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное  чтение

Русский язык

 

“Космос”

Изучение проблем, связанных с полетами человека в  космос: устранение неисправностей, обеспечение  водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости

Создание,преобразование, использование в новом качестве

Обучение грамоте

Художественный  труд

Окружающий  мир

“Страна несделанных  дел”

Рассмотрение  выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование, использование в новом качестве

Окружающий  мир ОБЖ


 

                                                Заключение

В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Проблема педагогического руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы составили программу  “ Уроки творчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативных занятиях. Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы. Нами была сделана попытка построения некой системы выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности.

Одним их педагогических условий эффективности системы  творческих заданий является личностно  – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

В ходе экспериментальной  работы мы пришли к выводу, что одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества. Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности. При таком подходе, усиливается организаторская функция педагога, она предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогом. В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации. Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  • стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

                                               Список литературы

1. Азарова Л.Н.  Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г.Гуманитарная  методология разработки образовательных  программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский  Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4.Гальперин  П.Я. Поэтапное формирование как  метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной  психологии - М 1987

5. Давыдов В  В Проблемы развивающего обучения -М – 1986

6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

7. Зак АЗ Методы  развития способностей у детей  М 1994

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев  Н.Н. Философский энциклопедический  словарь. М.-1983 г. – с. 649.

9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

10. Круглова  Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

11. Ксензова  Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая  школа.-2004 г.- №4.- с.52

12. Леднева С.А.  Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

13. Миронов Н.П.  Способность и одаренность в  младшем школьном возрасте. // Начальная  школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

14. Мерлин З.С.  Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.

15.Немов Р.С.  Психология. – М.- 2000 г. – с.679.

16. Ожегов С.И.  Толковый словарь русского языка.  –М.-2000 г.-с.757.

17. Субботина  Л.Ю. Развитие воображения у  детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.

18. Страхова  Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

19. Тюников Ю.Сценарный  подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- №  2.- с.87-88.

20. Талызина  Н.Ф. Формирование познавательной  деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.

21Хуторский  А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

22. Шадриков В.Д. Развитие  способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12.

23. Шванцара И Диагностика  психического развития - Прага 1978

24. Флерина Е.А. Эстетическое  воспитание младшего школьника.  – М. – 1961 г.- с. 75-76.

25. Эльконин Д.Б.Психология  обучения младшего школьника.  – М.- 1979 г.  с.98.

26. Эльконин ДБ Избранные  психологические труды -М1989г.

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей ребенка младшего школьного возраста