Психолого-педагогическое обоснование разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является разработка и обоснование методики проведения урока усвоения новых знаний с применением видеотехники.
В ходе работы решаются следующие задачи:
- психолого-педагогическое обоснование применения видеотехники на уроках усвоения новых знаний;
- разработка урока усвоения новых знаний с применением видеотехники по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»;
- выработка методических рекомендаций по использованию видеотехники на уроках;
- разработка обзорно-повторительной таблицы по мотивам учебного фильма.

Содержание работы

Введение
3
1. Психолого-педагогическое обоснование разработки
4
2. Разработка плана и плана конспекта урока с применением видеотехники

7
2.1. Общие сведения
7
2.2. План урока по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»

7
2.3. Методические рекомендации по проведению урока с использованием видеотехники

11
2.4. Разработка обзорно-повторительной таблицы
14
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гос АТ видеотехника на уроках 10.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Практическое задание  содержит 19 листов машинописного текста, 4 использованных источника литературы, 3 таблицы, разработанную обзорно-повторительную таблицу.

Ключевые слова: видеофильм, видеотехника. методические рекомендации, план урока, план-конспект урока, устройство автомбилей, обзорно-повторительная таблица

В практическом задании  разработана и обоснована методика и методические рекомендации по разработке урока с применением видеотехники

Тема урока – «Классификация и общее устройство автомобилей»

На уроке предполагается использовать учебный фильм «Автомобили» и заполнить по результатам его просмотра обзорно-повторительную таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение 

3

1. Психолого-педагогическое  обоснование разработки

4

2. Разработка плана и плана конспекта урока с применением видеотехники

 

7

2.1. Общие сведения

7

2.2. План урока по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»

 

7

2.3. Методические рекомендации  по проведению урока с использованием видеотехники

 

11

2.4. Разработка обзорно-повторительной таблицы

14

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обучении, наглядные пособия и видеотехника играют большую роль. Видеотехнику применяют как зрительную опору  для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, как материал для проверки знаний, для проведения письменных и устных сочинений. Их использование требует от учителя разработки особой стратегии, предполагающей его активное участие в процессе организации внимания и восприятия.

На занятиях с использованием видеотехники преподаватель: выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;  сосредотачивает внимание учащихся на содержании информации, получаемой посредством аудиовизуальных средств; обращает внимание учащихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта; активизирует, стимулирует мыслительную деятельность учащихся; создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск; подводит учащихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

Целью работы является разработка и  обоснование методики проведения урока  усвоения новых знаний с применением  видеотехники.

В ходе работы решаются следующие  задачи:

- психолого-педагогическое обоснование применения видеотехники на уроках усвоения новых знаний;

- разработка урока усвоения  новых знаний с применением  видеотехники по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»;

- выработка методических рекомендаций  по использованию видеотехники на уроках;

- разработка обзорно-повторительной  таблицы по мотивам учебного  фильма.

 

 

1. Психолого-педагогическое обоснование разработки

 

Аудиовизуальные технические  средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные средства обучения могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных аудиовизуальные средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства. Рассмотрим некоторые из них:

Учебное кино, один из видов  научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации).

Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности (если это взрослый зритель) и дидактического назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производственные навыки (для демонстрации на специальных тренировочных стендах); инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил; вводные, или вступительные, для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), применяющиеся для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.

Цикл учебных фильмов (кинокурс) применяется для освещения  всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения.

Место технических средств  на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что ТСО надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам

. Использование в процессе  обучения аудиовизуальных технических средств дает ряд преимуществ в психологическом плане:

- Более полное использование слухового и особенно зрительного канала получения учебной информации. Разнообразные и содержательные образы включаются в суждения и умозаключения, повышают привлекательность и усиливают интерес к изучаемому материалу.

- Качественное использование наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.

- Интенсификация процесса запоминания как логического завершения процесса усвоения: ТСО способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

- ТСО позволяют давать информацию в нужных последовательности, пропорциях и темпе.

- ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

- ТСО обладают широкими возможностями развития творческих способностей, эстетических интересов учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.

- ТСО позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения.

- Демонстрация с помощью ТСО учебного материала требует пристального внимания (сосредоточенности) учащихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

Все перечисленные возможности  ТСО могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка плана и плана конспекта урока

с применением  видеотехники

 

 

2.1 Общие сведения 

Данный урок проводится в профессиональном училище в  группе «АТ-112».

Дисциплина «Устройство автомобилей».

Тема проводимого урока «Классификация и общее устройство автомобилей».

Время отведенное на урок 1 академический час.

 

2.2. План урока по  теме «Классификация и общее устройство автомобилей»

Цели урока:

Дидактические.

- сформировать знания  об основных видах автомобилей;

- сформировать знания  об основных узлах автомобилей и принципе их взаимодействия;

- сформировать знания о конструктивных элементах автомобиля и их назначении.

Развивающие:

- развивать у учащихся познавательный интерес;

- развивать у учащихся  умение анализировать, сравнивать, систематизировать полученные знания.

Воспитательные:

- воспитывать уверенность  в успешном конечном результате;

- воспитывать умение организовать и планировать свой труд, умение работать творчески;

- воспитывать аккуратность  в оформлении конспектов на  занятиях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация видеофильма, иллюстрация.

Средства обучения: плакаты, иллюстрирующие классификацию и конструкцию автомобилей, инструкция по техническому обслуживанию автомобилей, видеоофильм «Автомобили», макеты деталей и узлов автомобиля лобзорно-повторительная таблица для заполнения  входе просмотра видеофильма.

Форма обучения - фронтальная.

План  урока предстален в таблице 1.

Таблица 1 – Прану рока усовения новых  знаний по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»

Этап  урока (время на этап)

Деятельность  преподавателя

Деятельность  учащихся

1. Организационный этап

(3 минуты)

Приветствие, проверка присутствующих, формулирование темы урока, целей урока и решаемых на уроке задач.

Фиксирование темы урока в тетрадях.

2. Мотивационный этап (2 минуты)

Мотивация учащихся к усвоению нового материала. Объяснение необходимости изучения данной темы

Внимательно слушают преподавателя

3. Этап  актуализация опорных знаний (5 минут)

Задание вопросов учащимся по проденному материалу. Беседа по пройденному материалу

Отвечают  на вопросы преподавателя  входе  беседы

4. Этап  сообщени я новых знаний (25 минут)

Краткая информация о классификации и  общем устройстве автомобилей. Просмотр видеофильма по этой тематике

Смотрят фильм. Заполняют обзорно-повторительные таблицы

5. Заключительный этап  (10 минут)

Обобщает  сведения о классификации и общем  устройстве автомобилей. Выдает домашнее задание.

Слушают преподавателя, записывают домашнее задание.


 

Разработанный план урока является основой для  разработки плана-конспекта урока  по теме «Классификация и общее устройство автомобилей». На уроуке будет применяться учебный фильм поэтму пал конспект составим с учетом сосбеностей применеря учебного фильма в виде таблицы, показываюшей распределние по этамап урока. Таблица 2.

Таблица 2 – План-конспект урока по теме «Классификация и общее устройство автомобилей» с использованием видеотехники

Этапы

урока,

затраты времени

Содержание учебного материала

Описание методики осуществления учебных действий

1. Организационный этап

(3 минуты)

«Доброе утро уважаемые товарищи, прекращаем разговоры и занимаем свои места.

Достаньте ручки и тетради и проведем перекличку».

Сегодня мы с вами рассмотрим классификацию автомобилей и некоторые общие сведения об их устройстве.

На уроке будет продемонстрирован  видеофильм по мотивам которого вы заполните обзорно-повторительную таблицу.

Взаимное приветствие педагога и учащихся, проверка отсутствующих,  (воспитание дисциплины; строгий голос, но в то же время доброжелательный настрой педагога и учащихся).

Дать учащимся почувствовать, что педагог намерен работать продуктивно, без раскачки и соблюдение дисциплины обязательное условие для всех.

2. Мотивационный этап (2 минуты)

«Напоминаю, что у нас действует  система, когда каждый учащийся может набирать баллы в течение урока и получить итоговую оценку.

Объяснить требования к работе на уроке (методика создания рабочего настроения, дисциплины, добросовестного отношения к учебе).

3. Этап  актуализация опорных знаний (5 минут)

А теперь давайте вспомним, какие сведеня  об устройстве автомобилей вы уже  знаете.

- Какие  общие элементы конструкцуии  автомобилей в можете назвать?

- Для  чего предназначен двигатель?

- Какие  виды двигателей вы уже знаете.

- Что  озгначает ваыражение двигатель  внутреннего сгорания. Что сгорает  внутри двигателя?

Что такое трансмисия и для чего она  применяется?

- чем  отличается трансмиссия грузового автомобиял от трансмиссии легкового автомобиля.

Молодцы. Вы хорошо подготовились к нашему занятию.

Проводить устный фронтальный опрос.

 Вопрос задавать 2 раза, добиться, чтобы все учащиеся включились в работу. Выйти на середину аудитории, активизировать учащихся на последних столах.

После каждого вопроса выходить в центр аудитории, ответы повторять и дополнять с помощью учащихся.

Наблюдать и фиксировать кто и как отвечает на вопросы..

Отметить  учащихся за хорошую работу, похвалить  за выполнение домашнего задания, сделать замечания (методы поощрения и порицания).Закончить проверку домашнего задания

4. Этап  сообщени я новых знаний (25 минут)

1. Подготовка к просмотру

Наше сегодняшнее занятием мы проведем с использованием учебного видеофильма «Автомобили». В фильме рассматриваются классификация автомобилей и основные устройства, характерные для автомобилей. Это очень интересный и занимательный фильм. Во время просмотра вам нужно будет уловить основные моменты и заполнить обзорно-повторительные таблицы. Если ли вопросы оп содержанию таблиц.

Вопросов нет. Тогда давайте  перейдем к просмотру видеофильма. Включает видеофильм.

2. Просмотр видеофильма «автомобили». Учащиеся смотрят фильм и заполняют обзорно-повторительные таблицы.

3. Обсуждение и обобщении сведений, полученных через видеофильм.

Итак вы посмотрели учебный видеофильм. Что было непонятно? Что можно еще раз объяснить?

Тогда скажите. Как следует  классифицировать автомобили.

Назовите основные устройства автомобилей.

Молодцы.

Видеофильм  вам понравился? Да!

Перейдем  к заключительной части.

Акцентировать внимание учащихся на важности темы, повысить внимание и заинтересованность.

Во время объяснения нового материала проходить по аудитории и обращать внимание на то. Чем занимаются учащиеся, слушают внимательно, не отвлекаются.

Акцентировать внимание на фильме.

Комментировать то, что показывается на экране. Помогать словом и делом в заполнении обзорно-повторительных таблиц по ходу видеофильма.

После просмотра двумя – тремя вопросами актуализировать новую информацию и упорядочить ее  в сознании учащихся.

5. Заключительный этап  (10 минут)

Итак  давайте проверим то, что вы уже  отразили в ваших таблицах. Совместно с учащимися зачитывает сведения по таблице.

Хорошо.

  А теперь запишите домашнее задание.

Дома  вам будет нужно заполнить  вторую часть обзорно-повторительной таблицы используя учебник. Глава 1. страницы 12 – 25.

Порверить те таблицы, которые вызывают наибольшее несоответствние. Ппрогововрить ееще раз эти факты.

Выдать четко домашнее задание.

Информация о работе Психолого-педагогическое обоснование разработки