Психолого-педагогическое обоснование разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является разработка и обоснование методики проведения урока усвоения новых знаний с применением видеотехники.
В ходе работы решаются следующие задачи:
- психолого-педагогическое обоснование применения видеотехники на уроках усвоения новых знаний;
- разработка урока усвоения новых знаний с применением видеотехники по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»;
- выработка методических рекомендаций по использованию видеотехники на уроках;
- разработка обзорно-повторительной таблицы по мотивам учебного фильма.

Содержание работы

Введение
3
1. Психолого-педагогическое обоснование разработки
4
2. Разработка плана и плана конспекта урока с применением видеотехники

7
2.1. Общие сведения
7
2.2. План урока по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»

7
2.3. Методические рекомендации по проведению урока с использованием видеотехники

11
2.4. Разработка обзорно-повторительной таблицы
14
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гос АТ видеотехника на уроках 10.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

 

Даный план-конспект достаточно подробно отражает деятельность педагога и деятельност  учащихся на уроке, однако специфичность  ука с использованием видеотехники накладывает некоторые осбености  на организацию сообщеня нового знания. Эти особенности рассмоотрим ввиде методических рекомендаций.

 

 

 

 

2.3. Методические рекомендации по  проведению урока с использованием  видеотехники

 

Применение экранных средств на уроке подразумевает  особую структуру организации сообщения нового материала.

Подготовка к просмотру. Наиболее эффективная форма - беседа, в которой учитель специально разработанными вопросами помогает учащимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме.

Вступительное слово  по длительности не должно превышать  нескольких минут.

Целесообразно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые учащиеся должны будут самостоятельно ответить, просмотрев фильм.

Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учениками его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

В нашем случае подробным  планом, по которому идет фильм является подготовленная обзорно-повторительная таблица. Эту же таблицу заполняют учащиеся  входе фильма.

После демонстрации преподаватель должен обобщить полученные знания и провести беседу, в ходе которой он:

- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;

- связывает новый экранный материал с ранее изученным;

- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения;

- направляет мысль учащихся на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов.

На этом этапе целесообразно  использовать другие средства наглядности.

О глубине понимания  и прочности запоминания познавательного  материала судят по качеству рассказов учащихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;

- правильно (в соответствии с заданными в материале) выявить причинные связи между предметами и явлениями;

- не ограничиваться изложением текста и дополнениями учителя, в своем комментарии расширить и углубить их.

По соответствию ответов учащихся этим параметрам преподаватель может оценить эффективность применения ТСО в данном случае.

При организации беседы важно учитывать, что после демонстрации видеоматериалов учащиеся еще некоторое время находятся под впечатлением от увиденного и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности.

Применение видеотехники создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного фильма сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания. В связи с этим использование видеотехники должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

- Видеотехнику желательно применять через 5-10 мин после начала работы.

- При использовании видеотехники однообразная структура урока, несмотря на интересную передачу, ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в продолжении всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием видеотехники, чередовать различные методы и приемы работы.

 - В течение недели количество уроков с применением видеотехники для учащихся младших курсов не должно превышать 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом - 442 ч.

- Видео-, кино -, телематериалы, могут быть использованы полностью или фрагментарно, в зависимости от целей, которые преследует преподаватель.

Существуют следующие  нормы использования аудиовизуальных  средств, учитывающие динамику работоспособности учащихся:

- Продолжительность фильма на одном уроке не должна превышать 20-30 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5.

- Если в работе используются диапозитивы, то в течение одного урока их можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых, но (независимо от возраста детей) лучше всего воспринимаются 5-10 кадров.

- Скорость кадров в учебном видеофильме не должно превышать 24 кадров в секунду. Нельзя использовать два фильма на одном занятии, но показ фрагментов из двух разных фильмов вполне целесообразен.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы  уроки с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применениями видеотехники не ставились уроки по тем дисциплинам, которые связаны со значительным зрительным напряжением.

Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления учащихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемой видеотехники, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.

Иногда бывает целесообразно  использовать повторный просмотр материала на этом же уроке или на следующем. При вторичном показе учащиеся с помощью преподавателя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре; его можно использовать в целях обобщения и самоконтроля.

Видеотехнические средства обучения обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов.

Кроме того, из кадра убирают  или ослабляют все отвлекающее  от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания учащихся.

 

2.4. Разработка обзорно-повторительной таблицы

 

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения  знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий  трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. Обзорно-повторительные таблицы, являясь средствами наглядности обучения, позволяют систематизировать и обобщать знания в ходе урока и после занятия.

Широкое использование и правильное применение обзорно-повторительных таблиц расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения.

При перегрузке урока обзорно-повторительными таблицами можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного.

Разработаем обзорно-повторительную таблицу по мотивам учебного видеофильма.

 

Таблица 3 – Обзорно-повторительная таблица по мотивам учебного видеофильма.

Задание

Выполнение

Домашнее задание (комментарии)

Общая классификация транспортных средств

 

Описать виды кузовов легковых автомобилей

 

Кузов _____________________________

Кузов _____________________________

Кузов _____________________________

Кузов _____________________________

 

Описать виды шасси грузовых автомобилей

 

Шасси ____________________________

Шасси ____________________________

Шасси ____________________________

 

Описать основные узлы автомобиля

 

Узел 1. _____________________________

Узел 2. _____________________________

Узел 3. _____________________________

Узел 4. _____________________________

Узел 5. _____________________________

 

Для чего предназначен двигатель?

 

__________________________________ __________________________________ __________________________________

 

Для чего предназначена трансмиссия?

 

__________________________________ __________________________________ __________________________________

 

 

Зачем автомобилю кузов?

 

__________________________________ __________________________________ __________________________________

 

Для чего нужна коробка передач?

 

__________________________________ __________________________________ __________________________________

 

Типология автомобилей по виду привода

 

1. _________________________________ 2. _________________________________ 3. _________________________________

 

Опишите основные системы двигателя автомобиля

1. _________________________________ 2. _________________________________ 3. _________________________________

4. _________________________________ 5. _________________________________ 6. _________________________________

7. _________________________________ 8. _________________________________ 9. _________________________________

 

Укажите на рисунке:

Кузов

Двигатель

Коробку передач

Трансмиссию

Задний мост

 

Укажите на рисунке:

Цилиндр

Поршень

Коленвал

Клапаны

Картер

Распредвал 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате настоящей разработки был представлен  план и план-конспект урока усвоения новых знаний по теме «Классификация и общее устройство автомобилей» с использованием видеотехники.

В ходе работы над практической разработкой были решены такие задачи, как: психолого-педагогическое обоснование применения видеотехники на уроках усвоения новых знаний; разработка урока усвоения новых знаний с применением видеотехники по теме «Классификация и общее устройство автомобилей»; выработка методических рекомендаций по использованию видеотехники на уроках; разработка обзорно-повторительной таблицы по мотивам учебного фильма.

Работа показала, что аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

Рациональное использование технических  средств дает преподавателю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

Необходимость широкого внедрения технических средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

 

 

Список используемых источников

 

1. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. Под редакцией Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я./Киев. "Наукова думка", 2002. - 650с.

2.     Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 2007,- 175 с.

3. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 2001. – 178 с.;.

4 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 358 с.




Информация о работе Психолого-педагогическое обоснование разработки