Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа
Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [3; 51].
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [3; 51].
Только таким образом возможно полноценное освоение эстетического явления, формы, его содержания. Развитие культуры восприятия и есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [3; 20].
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.
«Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, искусстве, человеке, труде.
Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В развитии эстетических качеств необходимо задействовать как можно больше учебных предметов, особенно литературы, избразительного искусства, музыки, эстетики, трудового обучения, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. У детей склонность к эстетическому восприятию проявляется довольно рано.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
Вывод: Современное общество переживает острейший духовно-нравственный кризис, следствием которого является падение морали, потере ценностей добра, истины, красоты, неразвитость чувства прекрасного, потеря человеческого в человеке.
Эстетическое будущее зависит от многих обстоятельств, особенно от социальных, т.е. условий жизни человека в семье, государстве, обществе, поскольку природные условия независимо от социальных предоставляют богатые возможности для разносторонней эстетической жизни, при которой природное свойство превращается в его качество.
В жизни человека эстетическому воспитанию должна отводиться значительная роль. Необходимо прививать и развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.
Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не присутствовали бы совершенство, гармония и красота. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в жизни школьника. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков» или «мыслителей», которые с легкостью решают учебные задачи в словесном плане, и «практиков», которым нужен наглядный пример и практические действия, а также «художников», с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Определение возрастных границ младших школьников обусловлено обучением в начальной школе. В настоящее время этот период охватывает от (6)7 до (9)10 лет, это связано с четырехлетним начальным образованием.
Интенсивное интеллектуальное развитие начинается преимущественно в младшем школьном возрасте. За значительно короткий промежуток времени ребенок должен охватить множество научных понятий, которые создавались человечеством тысячелетиями.
Когда ребенок идет в школу, в его жизни происходят значительные изменения: происходит формирование учебной деятельности, которая становится ведущей на данном этапе, также коренным образом меняется социальная ситуация развития. Наиболее трудным для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, является саморегуляция поведения. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму.
Ситуация обучения предъявляет новые требования к ребенку. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.
Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах.
Методик для развития эстетических качеств много. Выделим несколько для воспитания эстетической культуры учащихся:
Эстетическое воспитание посредством восприятия природы
Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она является для школьника прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. [57, 15]
Художественная литература
Художественная литература – самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника.
Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках родного языка школьники учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. [58,15]
Музыка
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест. Музыка отражает действительность в мелодиях, интонациях, тембрах, полифонии, оркестровке.
Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и мощное средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.
Изобразительное искусство
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.
Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее. [59.15]
Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств.
Синтезирующие виды искусства
Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, эстрада, цирк, обладают широкой популярностью. Они соединяют в себе элементы нескольких искусств: литературы, живописи, музыки, художественной фотографии, танца и т.д.