Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа
Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................
Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:
Для диагностики эстетической воспитанности был использован комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр существующих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.
Примененные методы исследования позволили не только выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.
Диагностические методики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.
Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. – 217 с.
2.Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
3.Б.Т.Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников // учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
4.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2005. – 210 с.
5. Комарова Т. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды / Т. Комарова // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 18–35.
6. Компанцева Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре / Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 36–46.
7. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования / под рук. В.А. Петровского. – М., 1993.
8. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2001. – 452 с.
9.Краткий словарь по эстетике// М.:Просвещение, 223с.
10.Г.С. Лабковская. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М.: Просвещение, 1983.-304 с.
11.Неменский Б.М. Мудрость красоты. 4-е изд. - М.: Просвещение,1987.
12. Печко Л.П. Эстетическая среда воспитания и образования в школе / Л.П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности. – М., 1999. – С. 22-23.
13. Ребенок в мире культуры / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь : Ставрополь-сервис-школа. 1998. – С. 456–502.
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
16. Киященко Н. И. Эстетика жизни. М., 2000. Стр. 10-29.
17. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 2004. – 214 с.
18. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 6–
19. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 1999. – С.452-457.
20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М.: Логос, 2005. – 356 с.
СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ
ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
Журнал
1. Вечканова Е. Читатель-школьник в социокультурном пространстве// Педагогика. – 2007. - №2. – С.45-47.
2.Хамидуллина Р.А. Терминологическое поле проблемы развтия эстетической культуры // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т.13. №4.
3. Широкова О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде // Дополнительное образование. – 2005. - № 8. – С.31 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся.
а) да, обращаю;
б) иногда замечаю;
в) нет, никогда.
а) нравится;
б) смотря какое описание;
в) нет, всегда их пропускаю.
а) да;
б) не знаю;
в) нет, я вообще не люблю читать.
а) да, я часто пишу стихи;
б) пробовал, но не очень получается;
в) нет, никогда.
а) конечно, есть;
б) если хорошо подумать, то можно назвать;
в) не задумывался; наверное, нет.
а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения;
б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь;
в) я вообще не интересуюсь классической музыкой.
а) люблю, рисую хорошо;
б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше;
в) нет, рисование не для меня.
а) посещаю;
б) нет, но очень хочу;
в) не посещаю и не хочу.
а) очень нравится;
б) зависит от спектакля;
в) нет, не нравится.
а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники;
б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этом разбираюсь;
в) я не интересуюсь изобразительным искусством.