Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Мастер производственного обучения - является основным организатором производственного обучения. Главная задача мастера - обеспечить подготовку молодых профессиональных специалистов, обладающими глубокими знаниями и навыками.
Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………
Первый этап обучения — формирование умений и навыков при выполнении трудовых приемов и операций.
Второй
этап обучения—производственная
2.4. Современные требования к организации контроля.
Принято считать, что систематичность — это постоянное, планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса. Но этого недостаточно, требование систематичности реализуется в выборе наиболее существенного явления и рассмотрении его как самостоятельно развивающейся подсистемы в системе других явлений и на том ее этапе, который является наиболее показательным в каждом конкретном случае. Так, контролируя качество знаний по спецтехнологии с помощью контрольных работ, необходимо: во-первых, определить их место наряду с устным опросом, лабораторными и практическими работами, зачетами; во-вторых, определить те ключевые, этапные, опорные темы, которые важны как для усвоения спецтехнологии, так и других предметов, и именно по этим темам провести контрольные работы. Систематичность контроля предполагает также, что результаты контроля педагогического явления не должны быть разрозненными, хаотичными, а должны представлять собой систему «сводимых» данных для последующего их анализа.
Требование объективности контроля представляется важным, поскольку лишь ясное и точное представление о реально существующем положении дел в учреждении, о тенденциях протекания учебно-воспитательного процесса дает возможность принять оптимальное управленческое решение. Реализация этого принципа может быть обеспечена соблюдением следующих условий:
Гласность контроля в настоящее время приобретает особое значение и становится прочным рычагом совершенствования работы педагогического коллектива. Рассматривая конкретные условия жизнедеятельности профессионального образовательного учреждения, необходимо принимать во внимание следующее.
Одним из требований
к организации контроля является
взаимосвязь с педагогическим анализом.
Вне педагогического анализа контроль
не просто формален — он создает иллюзию
его осуществления. Контроль должен не
только выявлять достоинства и недостатки
учебно-воспитательного процесса, но и
устанавливать причины и условия, их породившие,
выявляя основные тенденции процесса
обучения и воспитания, а это осуществляется
на основе педагогического анализа всех
контролируемых явлений. [14; 331]
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков.
Проверка знаний и умений учащихся — это самостоятельное звено процесса обучения, находящееся в тесной взаимосвязи с другими его элементами. Проверке отводится определенное время и место, она может быть особым этапом урока, может сочетаться с усвоением нового материала, упражнениями, повторением и т. п. Текущие наблюдения не являются самостоятельным звеном учебного процесса. Они осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени. При проверке преподаватель контролирует учащихся преимущественно по своему - усмотрению. При текущих наблюдениях преподаватель производит контроль (предлагает ответить на вопрос, решить задачу, высказать мнение, прокомментировать ответ товарища и т. д.) в основном по желанию учащихся.
Проверка, как правило, начинается с того момента, когда учащиеся уже усвоили учебный материал и текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В результате проверки учащемуся обычно выставляется оценка, а в ходе текущих наблюдений оценки обычно не выставляются.
Однако, несмотря на различие задач, и времени проведения проверки и текущих наблюдений, они подкрепляют друг друга, содействуют успешной организации учета успеваемости. Текущие наблюдения преподавателя за учащимися в ходе учебы и проверка их знаний, умений и навыков, сохраняя в определенной степени свою самостоятельность, специфику и закономерности, чередуются и сочетаются друг с другом. Игнорирование же комплексного применения этих двух способов учета успеваемости приводит зачастую к необоснованному занижению или завышению оценки знаний, умений и навыков учащихся. В ходе текущих наблюдений преподаватель постепенно накапливает о каждом учащемся данные, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе. Дополнения и поправки к ответу товарища, ответы с места на отдельные вопросы преподавателя при закреплении материала, объяснения при выполнении упражнений и проверке домашних заданий, умение разобраться в схемах при проведении лабораторно-практических работ, ответы на вопросы при повторении и т. п.— все это дает преподавателю материал для суждения о качестве знаний и умений отдельных учащихся. Преподаватель фиксирует эти данные в своем дневнике или просто запоминает и учитывает при оценке ответов в ходе проверки или при выставлении итоговой оценки.
Различают проверку знаний, умений и навыков устную, письменную (включая графические работы) и практическую.
Устная проверка (или опрос) является наиболее распространенным методом контроля знаний учащихся. Различают индивидуальный и фронтальный опрос. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме. При организации такой проверки знаний учащихся центр тяжести в овладении учебным материалом переносится на домашнюю работу. Это требует значительного времени и приводит к определенной перегрузке учащихся.
Индивидуальный опрос также связан с большой затратой времени на уроке, при этом снижается познавательная активность большинства учащихся группы. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, индивидуальный опрос как таковой не следует игнорировать. Ценность его в том, что он является важным средством развития речи, памяти и мышления учащихся. В ходе устных ответов учащийся учится рассуждать, сравнивать, делать выводы, обосновывать, защищать свое мнение, формулировать понятия. Сохраняя индивидуальный опрос, необходимо обеспечивать высокую активность всех учащихся.
При опросе необходимы такт и доброжелательность преподавателя. Прерывать учащегося следует только в тех случаях, если он допускает грубые ошибки, отвечает не по теме. Если отвечающий не в состоянии понять и сам исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях преподаватель ставит наводящие вопросы, которые должны стимулировать мысль учащегося, но ни в коем случае не подсказывать ему правильный ответ.
Кроме индивидуального опроса, устная проверка осуществляется в форме беседы преподавателя с группой. В этом случае на вопросы преподавателя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе принимает участие значительное число учащихся. Такой опрос в отличие от индивидуального называется фронтальным. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь тем самым средством предупреждения забывания и закрепления знаний. Это дает возможность преподавателю ориентироваться в усвоении материала учащимися и регулировать дальнейший ход процесса обучения, внося в него необходимые коррективы.
Письменная проверка дает возможность в короткий срок одновременно проверить всех учащихся группы. Она позволяет судить о качестве знаний учащихся, их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике. Письменная проверка осуществляется главным образом в форме выполнения контрольных письменных или графических работ. Письменные контрольные работы могут быть двух видов: тематические и текущие. Тематические проводятся обычно в конце изучения крупной темы и рассчитаны на выполнение в течение целого урока. В ходе таких контрольных работ учащиеся решают сложные задачи, подробно, с соответствующими обоснованиями отвечают на вопросы по изученной теме.
Одним из методов контроля знаний, умений и навыков является практическая проверка. Такая проверка проводится для того, чтобы выяснить, как учащиеся умеют применять полученные знания в практических условиях. В ходе такой проверки учащиеся убеждаются в истинности своих знаний и необходимости продолжения их закрепления.
В условиях профессионально-технических учебных заведений практическую проверку знаний, умений и навыков, учащихся можно проводить при изучении любых общетехнических и особенно специальных предметов. К способам практической проверки знаний, умений и навыков, учащихся в определенной степени можно отнести и лабораторно-практические работы, прежде всего иллюстративного характера.
«Программированный опрос» тесно связан с программированным обучением, однако и в условиях организации непрограммированного обучения этот способ контроля знаний учащихся находит широкое применение. «Программированный опрос» в практике преподавания общетехнических и специальных предметов осуществляется главным образом путем применения карточек-заданий.
Правильность ответов на вопросы карточек заданий контролируется двумя способами: машинным и безмашинным. При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с кодами правильных ответов и на основе этого определяется оценка. При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий также кодируются, но проверяет ответы преподаватель визуально при помощи различных приспособлений: шаблонов, перфорированных карт и т. п. Несмотря на большое разнообразие, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам: избирательные, основанные на припоминании и выборе ответа; с конструируемым ответом, основанные на припоминании и дополнении.
Задания множественного выбора предлагают выбор одного ответа из нескольких. Среди них могут быть и такие: «Не знаю», «Нет правильного ответа». Эти задания широко применяются в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в учебных заведениях профтехобразования, рассчитаны именно на задания такого типа. Задания с конструируемыми ответами в преподавании общетехнических и специальных предметов применяются сравнительно редко.
3.1 Задачи и методы педагогического контроля.
Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса. При контроле используются различные методы.
Методы
контроля – это способы, с помощью
которых определится
В педагогической
практике используются методы устного,
письменного, практического, машинного
контроля и самоконтроля.
Информация о работе Работа мастера производственного обучения