Работа мастера производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Мастер производственного обучения - является основным организатором производственного обучения. Главная задача мастера - обеспечить подготовку молодых профессиональных специалистов, обладающими глубокими знаниями и навыками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕДагогика.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

   В особую подгруппу выделяются тесты типа эссе (свободного высказывания, сочинения), не поддающиеся стандартизированной процедуре жесткой оценки, поскольку основываются не на заданном алгоритме, а на полете свободной фантазии учащегося. Положительным  в тестовой   методике  является   возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов.

Принципы педагогического  контроля смотри приложение Д

   Максимально высокого уровня подготовки квалифицированных  рабочих и специалистов можно  достичь только на основе реализации последовательных и логически взаимосвязанных функций управления: педагогического анализа — принятия управленческого решения — планирования — организации — контроля. Эти функции управления тесно связаны и взаимно пронизывают друг друга: планирование контролируется, контроль планируется, без педагогического анализа выполнение всех функций становится формальным, а плохая организация разрушает весь цикл управленческой деятельности руководителя.

Важной задачей  контроля знаний, умений и навыков  учащихся является воспитание у них  чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий.

Задачи контроля.

Основными задачами внутреннего контроля за образовательным процессом являются:

• проверка качества теоретического и производственного обучения;

• воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности;

• оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;

• выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.

В практике управленческой деятельности руководителей профессиональных учебных заведений применяются следующие методы внутреннего контроля:

• изучение и анализ планирующей и учетно-отчетной документации;

• посещение занятий теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеклассных учебных и воспитательных мероприятий и последующий педагогический анализ;

• непосредственная проверка знаний, умений и навыков обучаемых: опрос, контрольные и проверочные работы, анкетирование, тестирование;

• индивидуальные собеседования с преподавателями, мастерами производственного обучения, с учащимися;

• заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей и мастеров производственного обучения об учебной и воспитательной работе;

• изучение статистических данных, характеризующих состояние и результаты 
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
 

3.2 Оценка знаний, умений  и навыков учащихся

   Оценка  знаний, умений и навыков - это процесс  сравнения достигнутого учащимися  результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.

   Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего, оценки выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждений и могут быть похвальными или осуждающими. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплину на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:

"5" - владеет в полной мере (отлично);

"4" - владеет достаточно (хорошо);

"3" - владеет недостаточно (удовлетворительно);

"2" - не владеет (неудовлетворительно).

   По  способу  предъявления  (презентации)  педагогическая оценка подразделяется на прямую и опосредованную. Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому лицу. При опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку какого-либо другого учащегося.

   К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в вузе относятся:

• великодушие, снисходительность;

• намеренное занижение;

• предвзятость;

• процентомания

• центровая  тенденция (не ставить "двоек" и "пятерок");

• близость оценки той, которая была выставлена ранее  на предыдущих экзаменах другими  преподавателями;

перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др.

Отсюда возникает  проблема согласования индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей, единство предъявляемых требований к усвоенным знаниям, умениям, навыкам. "Частично эта проблема может быть разрешена путем  применения дидактических тестов как способа коррекции субъективных оценочных тенденций, а также частота и объективность выносимых педагогом парциальных оценочных суждений.

Результаты контроля учебно-позновательной деятельности учащихся выражается в оценке. [12; 147]

Оценка –  это определение степени усвоения знаний, умений, навыков.                                                                            Количественным выражением оценки является отметка.                                                                                                                                                                                                    Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков, обучаемых в цифрах или балах.                                                                                                                                                                                                  До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимают как синонимы. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и не одобрение, вынесение благодарности.                                                                                                                                                      Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно, если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействие на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы и убивать охоту к учению.  Оценка знаний осуществляется по пятибалльной системе, балами от нуля до пяти.                                                              К основным типичным субъективным ошибкам оценивания относятся:                                                                                       - великодушие, снисходительность;                                                                                                                                                   - перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку;                                                                                                                                   - оценка по настроению;                                                                                                                                                                              - отсутствие твердых критериев;                                                                                                                                                              - центральная тенденция и т.д.

   Однако  за каждым намеренным завышением или  занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.                                                                                                                                                          По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.                                                                                                                                                                   Парциальная оценка – это исходная форма педагогической оценки. Она представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего эта оценка выражается в словесной, вербальной форме. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплину на уроке. [5; 314]                                      Показатели оценки знаний и умений по теоретическим предметам профессионально-технического цикла смотри приложение Е                                                                                                                                                                           Оценка качества усвоенных знаний, умений и навыков в профессиональном образовании производится в соответствии с определенными критериями, основными из которых являются:                                                                                                                                    - объективность, то есть независимость результатов оценивания от субъективных влияний личности того, кто проводит измерения;                                                                                                                                                                                                    - надежность, которая понимается как устойчивость к воздействию случайных факторов и воспроизводимость результатов с течением времени;                                                                                                                           - валидность, трактуемая как соответствие содержания метода измерения применяемому инструментарию, процедуре, целям и задачам измерения;                   - точность, т.е. диапазон, в пределах которого находится ошибка измерения.            - репрезентативность — возможность обеспечить всестороннюю проверку усвоения учебного материала;                                                                                              - однозначность понимания и ясность предложенных контрольных заданий.

   Оценка  — сильный инструмент в руках  мастера,    и пользоваться    этим инструментом нужно очень осторожно. Оценка должна всегда способствовать обучению и  воспитанию учащихся.   Это возможно    только    при   безусловной объективности оценки, когда учащийся внутренне согласен с ней и понимает ее смысл.

При оценке важен  не только тот факт, какой балл выставляется, но как он преподносится, что и как при этом говорится, каким тоном и в каких выражениях комментируется. Самое грубое нарушение педагогической   этики  — равнодушие педагога при выставлении оценки.

«Тактика» карания  двойками никогда  и никому    не приносила    пользы. Она вырабатывает у учащегося своеобразный иммунитет против них, приводит к мысли, что он ни на что не способен, воспитывает трусость, подталкивает к обману. Двойка — не «карающий меч», а сигнал бедствия.

   Оценка, даже отрицательная, становится настоящим инструментом воспитания, если она побуждает желание учиться, а не наказывает учащегося за трудности и неудачи, встретившиеся в учебе.

   Оценка  всегда должна «работать» на повышение  качества учебы учащегося. Недопустимо, чтобы неудовлетворительная оценка на уроке выставлялась не за фактические результаты работы, а за нарушение дисциплины, внешний вид, отсутствие дневника и т. п.

   Мастер  может поставить учащемуся заслуженную  двойку, но главная его задача —  предупредить ее. Двойку педагогически оправдано ставить только тогда, когда сделано все, чтобы ее не было.

   Очень опасная оценка — тройка, особенно когда она «чуть-чуть выше двойки». Тройка усыпляет бдительность, как  учащихся, так и мастера, создается внешняя видимость благополучия. Боритесь с тройками!

Тройка —  положительная оценка, и выставлять ее нужно только за положительные результаты, т. е. за достаточно прочное владение трудовыми приемами и способами, за умение уверенно применять их в учебно-производственной деятельности.

Работу «сильных»  учащихся следует оценивать «во  весь голос». Такая гласность служит хорошим стимулом для менее успевающих учащихся группы.

3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков

   Одним из важных средств закрепления знаний и изученных способов деятельности является их воспроизведение в процессе различных видов повторения (текущего, обобщающего, итогового). В ходе такого закрепления учащиеся не только воспроизводят знания в том виде, в каком они были усвоены первоначально, но вносят в них большую ясность, точность и полноту. Благодаря установлению тесных и четко понимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит совершенствование знаний и умений, т. е. их обогащение, расширение, углубление, формирование новых способов деятельности по предмету.

Информация о работе Работа мастера производственного обучения