Работа над сознательностью чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:49, реферат

Описание работы

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие навыка чтения у младших школьников………………………..
4
1.1 Понятие чтения…………………………………………………………...
4
1.2 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца…………….
9
1.3 Работа над правильностью и беглостью чтения………………………..
11
1.4 Работа над сознательностью чтения…………………………………….
15
2. Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников…………………………………………………………………...

17
2.1 Историко-критический образ методики чтения………………………..
17
2.2 Подходы к выбору метода обучения чтению…………………………..
19
3. Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения………
23
Заключение……………………………………………………………………
27
Список литературы…………………………………………………………...
29
Приложения…………………………………………………………………...
31

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
  6. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
  7. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма 
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  8. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации;  МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.- 186 с.
  9. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
  10. Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
  11. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
  12. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
  13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
  14. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
  15. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
  16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  17. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
  18. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
  19. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.
  20. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
  21. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
  22. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.
  23. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г.
  24. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.
  25. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.

Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической  единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н.

 

Текст для оценки техники  чтения

Как я ловил раков

Слов

В нашей деревне текут  два ручейка. В них живет 

9

много раков. Мальчики ловят  их руками под камнями,

17

в дырах между корнями  или под берегом. Потом они 

26

варят их и лакомятся  ими. Одного рака я получил от

36

моего друга, и он мне  очень понравился, был очень вкусный.

46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

54

а трудно сделать. У раков есть свое оружие - клешни,

63

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я 

71

боялся сунуть руку в  дыру между корнями. Ведь можно 

80

прикоснуться к лягушке  или даже к змее! Мой друг

89

посоветовал мне, как  можно ловить раков совсем по-другому

98

Нужно привязать на длинную  палку тухлое мясо.

104

Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить

113

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень 

123

понравился, и поэтому  я подготовил все нужные вещи.

131

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел 

151

нигде. Вдруг я заметил  усы, потом глаза и клешни, и,

161

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил 

170

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень

178

осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве

189

Но некоторые раки были более осторожными. Когда 

196

палка-удочка дрожала, рак  сразу ее отпускал и задом плыл в нору.

208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил

215

много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!

224

И очень вкусными!

227


 

Вопросы для оценки понимания  прочитанного:

1. Сколько ручейков  текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят  раков?

4. Что мальчики с  ними делают?

5. От кого мальчик  получил рака?

6. Чего захотелось  мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать  мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал  ему друг?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Текст для оценки техники  чтения про себя

 

Неблагодарная ель

Слов

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,

8

росла ель. Маленькую  елочку поражала красота белых 

15

цветков, которые распускались весной на терновнике.

21

Стали они с терновником  друзьями еще с осени. Тогда 

30

ели понравились его  синие плоды. Когда ель стала

38

взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы 

46

в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.

55

Однажды она сказала: "Слушай, терновник, убери свои

62

кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы 

74

прохожие восхищались  моей красотой и моим прекрасным

78

ростом". - "И это  ты мне за всю защиту от ветра  и плохой

80

погоды?" - жалобно спросил  терновник. Ель молчала и 

88

только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился 

93

и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу

102

обратились все ветви  терновника, но ни одна не

110

прикоснулась к ели. И ель росла, росла...

117

Во время первых зимних метелей в лес пришли

225

лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала

133

ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было

142

уже поздно просить. Все  ветки терновника летом 

149

повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться

158

к ели. Она заплакала: "Ведь меня топором убьют!" -

166

"И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой

175

и неблагодарной", - ответил  терновник. "Да, неблагодарная 

181

гордость не принесет пользу", - заплакала ель.

187

Едва она сказала  это, как перед ней уже стояли

196

люди и восхищались  ее красотой. Ее срубили. Ель упала

205

в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.

213


 

Вопросы для оценки понимания  прочитанного:

1. Где росла ель?

2. Что поражало маленькую  ель?

3. Какие отношения  у нее были с терновником?

4. Что ели понравилось  осенью?

5. Что сказали птицы?

6. Что сказала ель  терновнику?

7. Что терновник ей  ответил?

8. Что потом сделал  терновник?

9. Что сделалось с  ветвями терновника?

10. Что происходило  с елью?




Информация о работе Работа над сознательностью чтения