Работа с родителями в дефектологической группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:56, доклад

Описание работы

В условиях специализированного ДОУ для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача.

Файлы: 1 файл

Rabota_s_roditelymi.docx

— 65.79 Кб (Скачать файл)

В условиях специализированного  ДОУ для детей с ЗПР (как  и иного коррекционного ДОУ) перед  педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с  семьями детей, т.к. в специальной  поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей  работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние  ребенка, принимают его таким  какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут  быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:

- некоторые родители, приведя  ребенка в коррекционных детский  сад, остаются убежденными в  том, что развитие их ребенка  не отстает от "нормы" и  у него нет особых проблем;

- у некоторых родителей  снижена социальная ответственность  за судьбу ребенка, им безразлично,  чем занимаются педагоги с  ребенком, безразличны его успехи  и неудачи;

- некоторые семьи демонстрируют  завышенные требования к своему  ребенку, постоянно сравнивают  его работы с работами других  более успешных детей;

- иногда возникают психологические  проблемы при установке доверительных  отношений между специалистами  и родителями, особенно часто  такая ситуация возникает, если  специалист значительно моложе  родителей ребенка; в этом случае  психологическая поддержка требуется  не только родителям, но и  специалисту;

- многие родители воспитанников  не знают закономерностей психического  развития детей и не могу  объективно оценить проблемы  своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между  ЗПР, умственной отсталостью и  психическим заболеванием.

Обучение, воспитание и коррекция  воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимают  педагоги по развитию их ребенка, но и  продолжать, дополнять их усилия в  домашних условиях. Иначе говоря, родители – важнейшие субъекты сопровождения  развития ребенка в детском саду. Родители – наши главные помощники  в обучении и воспитании детей. К  сожалению, в наши дни родители, не всегда знают какую позицию выбрать  в той или иной ситуации при  общении с ребенком, как правильно  объяснить ему то или иное задание. Именно поэтому наша главная задача – помочь родителям найти общий  язык с их детьми, помочь им понять своего ребенка.

И самый первый наш шаг  в работе с родителями – это  анкетирование, опрос. Проанализировав  полученные от родителей      анкеты, мы определили основные задачи взаимодействия с родителями. А именно:

  1. Расширение психолого-педагогической осведомленности родителей.
  2. Информирование о содержании коррекционно-развивающей работы.
  3. Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку.
  4. Обучение некоторым приемам работы с детьми с ЗПР.
  5. Формирование потребности в участии в коррекционно-развивающей работе ДОУ.
  6. Обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР.

Для реализации этих задач  я использую следующие формы  работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.
  • Собеседования по динамике психического развития ребенка.
  • Памятки с практическими советами по развитию детей и решению важных проблем их воспитания.
  • Анкетирование, опрос.
  • Педагогический журнал.

Учитывая трудности в  организации взаимодействия с родителями воспитанников следует разработать  план работы по этому направлению  социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического  блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация  детского сада.

Представим в виде схемы  основные направления взаимодействия с семьей и формы организации  психолого-педагогической помощи.

 

 

 

С целью реализации задач  социально-педагогического блока  предлагаются следующие формы организации  психолого-педагогической помощи семье.

  1. Коллективные формы взаимодействия.
    1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

    • информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;
    • решение организационных вопросов;
    • информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
    1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

    • обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
    • сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
    • решение текущих организационных вопросов;

 

    1. "День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ в следующем учебном году.

 Задача: знакомство с  ДОУ, направлениями и условиями  его работы.

    1. Тематические занятия "Семейного клуба". Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.

Формы проведения:

  • Тематические доклады;
  • Плановые консультации;
  • Семинары;
  • Тренинги;
  • "Круглые столы" и др. формы.

Задачи:

  • знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии;
  • ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

 

 

    1. Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах  и трансляция его в семью.

 

  1. Индивидуальные формы работы.
    1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи:
    • сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
    • определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
    • определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
    • выявление мнения родителей о работе ДОУ.
    1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи:
    • оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
    • оказание индивидуальной методической помощи в форме "домашних заданий" и пояснений к ним.
    1. "Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные  ситуации и предложения.

    1. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.

Задача: информирование родителей  о ходе образовательной работы с  ребенком, разъяснение "домашних заданий".

    1. Прием врача (психоневролога, невропатолога). Проводится врачом ДОУ по запросам родителей.

Задача: контроль здоровья детей.

 

  1. Формы наглядного информационного обеспечения.
    1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?", "Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку в домашних условиях?" и др.).

Задачи:

  • информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • информация о графиках работы администрации и специалистов.
    1. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

  • ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
  • привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
    1. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два - три раза в год.

Задачи:

  • создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
  • обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического  блока принимают участие все  специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их обязанностей определена должностными инструкциями.

В своей практике мы убедились, что специально организованное взаимодействие родителей со специалистами нашего учреждения способствует тому, что  возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия  на ребёнка, что в свою очередь  служит условием положительной динамики коррекционной работы.

В нашем детском саду создано  единое пространство воспитания и развития ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный  руководитель, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию, медицинский  персонал) по реализации образовательной  программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей  равноответственными участниками  образовательного процесса.

Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную  работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Эффективность педагогической работы, в которой используются традиционные формы, отработана годами. Как правило, с этих форм начинают свою деятельность молодые специалисты.

 

Традиционные формы сотрудничества с семьей 

В практике нашего детского сада с целью повышения родительской педагогической компетенции используются новые формы сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей, которые  показали свою результативность.

В своей работе мы используем опыт педагогов коррекционной школы  и педагогов детских садов  нашего города.

 

Презентация услуг  детского сада.

 

До поступления детей  родителям предлагается альбом с  презентацией нашего детского сада. Родители имеют возможность ознакомиться с предметно-развивающей средой групп и кабинетов специалистов, особенностью работы ДОУ.

 

Клуб “Заботливые  родители”.

 

Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными  возможностями здоровья, был создан клуб “Заботливые родители”. Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:

Информация о работе Работа с родителями в дефектологической группе детского сада