Работа школьного социального педагога по профилактике социального сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Содержание работы

1. Сущность понятия « межличностный конфликт» в психолого- педагогической литературе
2. Цели, задачи и содержания работы по преодоления межличностных конфликтов в подростковой среде
3 Методы преодоления межличностных конфликтов
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Понимание объективно –  субъективного характера причин конфликтов отражается весьма полезным при определении способов предупреждения конфликтов, выработке оптимальных  стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

2. Цель, задачи и содержания работы социального педагога по преодолению межличностных конфликтов среди подростковой среде

Целью работы является исследование особенностей межличностных конфликтов у подростков.

Задачи:

  1. Изучить особенности конфликтов среди подростков;
  2. Определить личностные характеристики подростков;
  3. Выявить взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями протекания межличностных конфликтов среди них.

На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. Испытуемыми являются учащиеся 6-х классов в возрасте 11-12 лет, в количестве 46 человек.

Четвертый этап исследования состоял в подборе методик  для проведения обследования.

Для определения особенностей межличностных конфликтов младших подростков нами была составлена анкета.

Подросткам предлагалось ответить на следующие вопросы:

I. Часто ли возникают у тебя конфликты со сверстниками:

  • почти всегда
  • довольно часто:
  • иногда
  • редко

II. Кто является инициатором данных конфликтов?

  • я
  • оппонент

III. Что является причиной данных конфликтов?

  • Грубое отношение, оскорбление ;
  • Стремление быть занять лидирующее отношение в группе, авторитет среди сверстников;
  • Несправедливый поступок, обман
  • Несовпадение точек зрения на что-либо
  • другое______________

IV. Долго ли длятся твои конфликты со сверстниками?

  • Довольно долго
  • Нечто среднее
  • Быстро заканчиваются

V. Кто чаще идет на примирение в конфликтах?

  • Я
  • Другой
  • Оба

VI. Каково твое поведение в конфликте?

  • Престаю общаться
  • Грублю, обзываюсь
  • Физически доказываю свою правоту
  • Стараюсь настроить против своего оппонента других детей и взрослых

Для определения личностных особенностей младших подростков использовались следующие методики:

  • Тест на оценку уровня конфликтности ; личности
  • Тест на оценку поведения в конфликте ; методика К.Томаса)
  • Методика исследование самооценки с ; помощью процедуры ранжирования
  • Коммуникативные и организаторские . способности (КОС)

Пятый этап – проведение диагностического обследования младших  подростков. На шестом этапе была проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные показатели особенностей межличностных конфликтов и личностных характеристик, проведен статистический анализ данных.

Описание методик  исследования

1. Тест на оценку конфликтности личности

Тест содержит 14 вопросов с тремя  вариантами ответов, испытуемому предлагается выбрать один вариант ответа и  записать его. Обработка результатов  проводится по ключу, где каждый вариант  имеет балловое выражение (1,2,3 балла), максимальное количество -42 балла, минимальное – 14, методика предлагает выделение 9 уровней конфликтности, в нашем исследовании мы выделили 3 уровня (низкий, средний, Приложение[высокий)  ]1

Анализ результатов исследования особенностей межличностных конфликтов подростков

Для определения особенностей межличностных  конфликтов у младших подростков нами было проведено анкетирование. Результаты анкетирования предоставлены  в приложении 5 и на рисунках 1-6.

Результаты исследования частоты  возникновения межличностных конфликтов со сверстниками отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели частоты конфликтов у подростков со сверстниками

Как мы видим из рисунка 1, у большинства (48%, 22 чел.) конфликты со сверстниками возникают довольно часто, 4% (2 чел) подростков отмечают, что почти всегда с кем-нибудь конфликтуют, то есть дети конфликтуют по различным поводам, и склонны к конфликтному поведению чаще, чем к вербальному решению возникших противоречий.

У трети младших подростков конфликты  со сверстниками возникают иногда.

Редко конфликтуют со сверстниками лишь 15 %(7 чел.) младших подростков.

Для определения кто является инициатором  конфликтов среди подростков, ними был задан соответствующий вопрос, результаты ответа на который отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Ответы подростков на вопрос «Кто является инициатором конфликтов?»

Анализ результатов  показал, что 65%(30 чел.) младших подростков склонны винить других детей в возникновении конфликтов и лишь 35% (16 чел.) признают себя виновными в конфликтах. Такие результаты могут свидетельствовать об осознании негативной роли конфликтов и отрицании причастности к их возникновению, также как и других плохих поступков.

Результаты исследования причин конфликтов среди младших  подростков представлены на рисунке 3.

Рис. 3 . Представления подростков о том, что является причинами их конфликтов со сверстниками

Как мы видим из рисунка 3, 30% (14 чел.) младших подростков считают, что причинами их конфликтов со сверстниками является несправедливый поступок или  обман. Это говорит о том , что у младших подростков начинает формироваться система ценностей и рефлексия как личных поступков, так и поступков других. Наряду с ростом нравственного сознания и морили, они начинают на сознательном уровне дифференцировать «плохие» и «хорошие» поступки, выражать свое несогласие с «плохими» посредством конфликтов.

Грубость и оскорбление  является чаще всего причиной конфликтов, по мнению 26% (12 чел.) младших подростков. Младшие подростки очень восприимчивы к оценке их личности, и проигнорировать грубый выпад сверстников не могут. Именно это и становится довольно часто причиной деструктивных отношений.

23% (10 чел.) младших подростков  считают, что причиной их конфликтов является несовпадение точек зрения на что-либо. Для данных детей является принципиально важным дружба только с единомышленниками и с теми, кто разделяет их вкусы, взгляды, идеи, если этого не происходит, то дружеские отношения прекращаются, и начинается конфликт.

17% (8 чел.) подростков видят  причинами конфликтов со сверстниками  рассогласование ролевых позиций  и стремление одних занять  лидирующую позицию по отношению  к другим и несогласие последних  с данным обстоятельством («А  почему я должен делать, так как он хочет », «Почему он командует» и прочие можно услышать во время подобных конфликтов)

Результаты исследования продолжительности конфликтов со сверстниками представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Продолжительность  конфликтов у подростков

Анализ результатов  исследования продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 48% (22 чел.) младших подростков конфликты  со сверстниками непродолжительны и быстро заканчиваются, это может быть обусловлено стремлением быть принятым в группу сверстников, а конфликты с кем-то из ее членов могут быть препятствием этому. Также это можно объяснить тем, что из-за не достаточно развитых рефлексии и самосознания, которые еще находятся на стадии становления в младшем подростковом возрасте, нет большой глубины проживания того, что является причиной конфликтов.

По мнению стольких же младших подростков их конфликты  не продолжительны, но и не быстротечны, и часто зависят от обстоятельств.

Лишь 4% (2 чел.) отмечают, что  по долгу конфликтуют со сверстниками.

Результаты опроса младших  подростков по поводу того, кто идет первым на примирение, представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Ответы подростков на вопрос: «Кто чаще идет на примирение в конфликтах?» 

Как мы видим  из рисунка 5, среди подростков в  почти равном количестве представлены ответы, которые отражают, как личное стремление к примирению и готовность первым сделать шаг на встречу, так и ожидание первого шага со стороны других, так и обоюдное стремление к примирению.

3. Методы преодоления  конфликтов

Исследования  показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:

- отличить  повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;

- определить  его деловую основу;

- уяснить  истинные, а не декларативные  мотивы вступления людей в  конфликт.

2. Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения.

3. Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.

4. Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.

Разрешение  конфликта с учетом его динамики. Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.

Одним из эффективных  методов преодоления конфликтов является формирование определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение - очень мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

В психологических  рекомендациях можно найти интересный прием разрешения конфликтов - обращение к "третейскому судье". Он может быть весьма эффективным, если оппоненты договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению. В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного человека в коллективе, лучше всего, если таковым является сам менеджер. Для "третейского судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу. Если конфликт держится на деловой основе, оппоненты от нее не перейдут на другие вопросы, в иных случаях оппоненты, начав с объекта, очень быстро перейдут на предмет, тем самым выдав истинные источники конфликта. Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2000 С.368

Теперь познакомимся еще с одним приемом преодоления конфликтов - объективизацией конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять же в обращении к "третейскому судье", но "судья" должен вести себя несколько необычно. Во-первых, разбор конфликта должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет конфликта от объекта. Второй этап - собственно объективизация. При разборе оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента. Там же..370 Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный.

Информация о работе Работа школьного социального педагога по профилактике социального сиротства