Работа школьного социального педагога по профилактике социального сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Содержание работы

1. Сущность понятия « межличностный конфликт» в психолого- педагогической литературе
2. Цели, задачи и содержания работы по преодоления межличностных конфликтов в подростковой среде
3 Методы преодоления межличностных конфликтов
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы

  1. Межличностные конфликты среди младших подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.
  2. Большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности, то есть им свойственна мелочность, стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы.
  3. Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия избежание и приспособление.
  4. У большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
  5. Для подростков свойственен средний уровень коммуникативных и организаторских способностей, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
  6. Анализ наличия взаимосвязи между особенностями конфликтов и личностными особенностями у младших подростков показал, что чем более конфликтны младшие подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками, тем более они стремятся других обвинить в возникновении конфликта и тем продолжительнее конфликты; чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей, и чем более у подростков выражено стремление избегать конфликтов, тем реже у них возникают конфликты, тем меньше он стремиться обвинить другого в нем , а также чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей у подростков, тем менее продолжительны их конфликты.
  7. Наличие достоверных взаимосвязей между особенностями конфликтов и личностными особенностями у младших подростков, позволяет заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась

Список литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. –362 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.
  3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008.– 400 с.
  4. Бородин И.И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов // Социальный конфликт. - 2000. - N 3(27). - С.38-41
  5. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно- психических нарушений у детей и подростков. – Кострома: Изд-во Костром. гос. пед. ун-та, 1994. – 250 с.
  6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 1967. – 315 с.
  7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4-х т. / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Педагогика, 1984. – Т. 4: Педология подростка. – 238 с.
  8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
  9. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994.
  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М: Логос. 2004. – 384 с .
  11. Ковалев А. Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970. – 391 с.
  12. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
  13. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996
  14. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994. – 288 с.
  15. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М. : Изд-кий центр Академия, 2003. – 456 с.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2003.-256с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                  2. Тест на оценку поведения в конфликте (методика К.Томаса)

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

В России тест адаптирован  Н.В. Гришиной.

Для описания типов поведения  людей в конфликтных ситуациях  К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция)  как стремление добиться удовлетворения  своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3. компромисс;

4. избегание, для которого  характерно как отсутствие стремления  к кооперации, так и отсутствие  тенденции к достижению собственных  целей;

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

К. Томас считает, что  при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше ]Приложение 2 [

3. Методика  исследование самооценки с помощью  процедуры ранжирования

Данная методика является модификацией методика С. А. Будасси. Методика предполагает ранжирование качеств, сначала, в той мере, в которой они выражены в идеале, а затем, в той мере, в которой они выделены у него самого.

При применении данной методики исследователь может использовать любое количество ранжируемых качеств .]Приложение 3[

Обработка результата производится путем подсчета разности между идеальным и реальным уровнем каждого качества и возведения этой разности в квадрат. Далее вычисляется коэффициент корреляции по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам».

Значения R будут находиться в пределах [-1; +1].

Таблица 1

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий

Низкий

Средний

Высокий

Неадекватно-высокий

[-1; 0]

[0; 0,2]

[0,21; 0,65]

[0,66; 0,8]

[0,8; 1]


4. Коммуникативные  и организаторские способности  (КОС)

Методика оценки коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС-1) . Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.

Методика разработана  для диагностики потенциальных  возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских  способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых  особенностей своего поведения в  различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Организаторские способности  в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного  разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.

Коммуникативные способности  личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.

Анализ коммуникативных и организаторских  способностей позволяет рассмотреть  их структуру, вычленив в ней такие  компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей. При  обработке результатов сопоставляют ответы испытуемого с дешифратором, и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения  количества совпадающих ответов  по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

К=к/20

О=о/20

Для качественной оценки результатов  необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками, которые характеризуют 

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с ним ответов. Показатели будут варьироваться от 0 до 1 (это количественная характеристика). Для качественной стандартизации Приложение[используются шкалы оценок .]4

Для проведения корреляционного анализа  ними был использован критерий корреляции Пирсона.

Коэффициент корреляции Пирсона (r) представляет собой меру линейной зависимости  двух переменных

Расчет коэффициента производился по формуле

, где x1 показатели развития социального интеллекта , а y1 показатели успеваемости , и средние по выборке значения социального интеллекта и успеваемости.

 


Информация о работе Работа школьного социального педагога по профилактике социального сиротства