Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:29, контрольная работа
Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией
Семинар 5
Вопрос 1
Введение
Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.
Цель работы: Изучить и обобщить опыт зарубежных стран с девиантными подростками. Остановиться подробно на опыте работы в Голландии, проанализировать программы, их направленность и основную цель, перечислить категории подростков, попадающих в зону внимания социальных служб, сделать выводы.
1. Программы и технологии социальной работы с девиантными подростками в Голландии
Голландия считается одной из самых благополучных стран Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. К числу трудных подростков и молодых людей чаще всего относятся выходцы из Турции, Марокко, Антильских островов.
Социальная работа с трудными детьми и подростками осуществляется по нескольким программам (проектам).
1.1 Проект Thuislozen Team (TT) - работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков
Этот проект был внедрен в 1992 году. В различных городах Голландии созданы специальные бюро, занимающиеся этой деятельностью Бюро ТТ в Роттердаме имеет в штате четырех социальных работников, которые ведут одновременно с 28 подростками. При этом они привлекают к своей работе других специалистов, например наркологов психологов.
Основной контингент проекта - молодые люди в возрасте до 25 лет, не имеющие в течение трех месяцев постоянного места жительства, не совершивших преступлений, но замеченные органами правопорядка. Специалисты этой службы не предпринимают каких-либо насильственных способов привлечения бездомных подростков в систему своей работы: вызовов по повесткам, принудительных приводов. В бюро ТТ приходят только те подростки, которые на самом деле хотят изменить свою жизнь, кто готов принять помощь и одновременно взять на себя ответственность за реализацию своих жизненных планов. Как пишут источник. В настоящее время существует запись подростков на включение в систему работы бюро ТТ.
1.2 Проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) - работа по предотвращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками
Следует отметить, что работа
по данному проекту тесно
Есть интернаты, созданные
по инициативе негосударственных
1.3 Проект Halt - работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма
Данным проектом охвачено
79% территории Голландии. Суть этого
проекта заключается в том, что
подростку, совершившему правонарушение,
предлагается возместить материальный
или моральный ущерб
Все правонарушения проверяются в полиции по следующим критериям:
1. величина нанесенного ущерба не должна превышать определенной суммы (примерно тысячу долларов);
2. если это второе
3. третье правонарушение исключает возможность участия подростка в проекте Halt. В этом случае участие в программе возможно только по решению органов юстиции.
Если правонарушение удовлетворяет этим критериям, то материалы по подростку из полиции направляются в бюро Halt. Работник бюро выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально, и бюро следит за его выполнением всеми сторонами. В случае отказа дается ход протоколу о правонарушении.
Согласно договору подросток обязан: принести извинения потерпевшим, возместить ущерб, посещать мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности. Наиболее распространенными способами возмещения причиненного ущерба являются:
- прямое устранение результатов правонарушения (мытье, покраска стен);
- работа в организации, которой нанесен урон (например, в магазине);
- возмещение ущерба деньгами,
заработанными самим
1.4 Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) - работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу
Этот проект работает по следующим направлениям:
1. помощь подросткам, обучающимся
в обычной школе, но
2. помощь подросткам, не потерявшим связи со школой, но налицо признаки дезадаптации (отставание в учебе, высокий уровень конфликтности);
3. специальная школа для
подростков, которые вследствие
разных причин не могут
Например, в комплексе PPI в северном районе Амстердама постоянно работают, исключая администрацию и технический персонал, социальный работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя-предметники, мастера производственного обучения. Всего в бюро работает 22 сотрудника.
Работа указанного проекта имеет и свои проблемы. Например, педагоги считают, что целесообразно сконцентрировать социальных работников и психологов, работающих в штатах школ, в PPI. Работа непосредственно в школах должна вестись на договорных началах между PPI и директорами школ. Проблема в том, что труд социальных работников и психологов в школах оплачиваются министерством образования, а работа с детьми, бросившими школу в PPI - министерством по делам молодежи.
1.5 Проект Family First (FF) - работа с неблагополучными семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав
Как правило, это неполная
семья, в которой мать (обычно не
голландского происхождения) ведет
асоциальный образ жизни. Представители
власти, курирующие эту семью, принимают
решение о лишении матери родительских
прав и подготавливают документы. Но,
прежде чем дать делу ход, предлагают
матери сотрудничество с социальным
работником, работающим по проекту FF. Исключение
составляют критические случаи, угрожающие
жизни детей. Решение работать по
проекту принимается матерью
добровольно. Когда местные власти,
контролирующие результат (но не процесс),
убеждаются, что мать способна заниматься
воспитанием детей, они ликвидируют
ранее подготовленные документы
о лишении родительских прав. По
данным статистики 11% семей возвращаются
в начальную асоциальную
1.6 Проект Home Video Training (HVT) - работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей
Рекомендации обратиться
к специалистам HVT родители могут
получить от администрации школы
или от органов правопорядка. Родители
могут и сами обратиться в бюро
по своей инициативе. Но в любом
случае работа ведется по добровольному
согласию всех взрослых членов семьи.
Согласно взаимной договоренности, в
семью приходит социальный работник
с видеокамерой. Взрослые и дети
заранее подготовлены к тому, что
он не намерен нарушать их обычный
порядок жизни. Съемка ведется небольшими
фрагментами. После съемки устраивается
общий просмотр и обсуждается
поведение членов семьи. При этом
социальный работник концентрирует
внимание членов семьи на положительных
моментах общения. Работа завершается,
когда члены семьи и
Работа по проектам FF и HYT осуществляется в Амстердаме социальным центром (аналогично центру помощи семье и детям в России).
1.7 Проект Nieuwe Perspectieven (NP) - работа с подростками осужденными условно
Основной контингент этого
проекта - молодые люди в возрасте
14-25 лет, имеющие проблемы с органами
правопорядка. В сферу внимания проекта
они попадают разными путями: через
полицию, направляются из школ и других
учреждений. Большинство из них - выходцы
из стран Азии и Африки. Необходимо
заметить, что в последнее время
голландские специалисты
В сферу внимания рассматриваемого проекта не включены девушки, занимающиеся проституцией, ими в Амстердаме занимается специальная молодежная полиция и суд.
Работа с молодым человеком
происходит следующим образом. Направление
подростка в районное отделение
NP производится в тот момент, когда
решение об его уголовном, административном
или другом виде наказания по сути
уже принято и документально
оформлено. Молодому человеку предлагается
стать клиентом NP с тем, чтобы
не усугубить ситуацию. Работа рассчитана
на 4-6 месяцев. По статистике 74% подростков
успешно реабилитируется в
Анализ источников, описывающих работу голландских специалистов с трудными детьми, позволяет, выделить некоторые принципиальные моменты, на которых базируется большинство представленных проектов и технологий.
1. Особенности организации работы.
Министерство, или местная администрация только формулируют проблему, на конкурсной основе рассматривают проекты и определяют исполнителя. Роль министерств и местных властей заключается также в поиске, выделении, контроле средств и результатов применения выбранной технологии. Непосредственная работа по каждому проекту ведется негосударственными организациями. Следует подчеркнуть что:
- работа по каждому
проекту направлена на
- каждый проект направлен
на решение проблем
- работа по каждому проекту ведется на сугубо добровольных началах;
- все проекты исключают
из сферы своего внимания
- в работе с подростками
используются два пути: «мягкий»,
включающий беседы, установление
контактов и пр. и «жесткий»
путь, когда применяются штрафы,
помещение в
- многие проекты
2. Этапы непосредственной работы с подростком.
Условно работу по каждому
проекту можно разделить на два
этапа. Первый связан с диагностикой,
которая включает в себя изучение
ситуации, сложившейся вокруг подростка
(положение в семье, школе, среде
свободного времени) и изучение мотивационной
сферы самого молодого человека (он
сам определяет значимые для него
проблемы, например, трудности взаимоотношений
или профессионального
Второй этап - движение по выработанному плану, который включает в себя прежде все психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг подростка. Параллельно ведется работа по развитию навыков и умений самого подростка.
3. Роль социальных работников.
Социальный работник являются
ключевой фигурой всех проектов. Вообще
в Голландии очень высок
Информация о работе Работа социального педагога в странах Западной Европы