Работа социального педагога в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией

Файлы: 1 файл

соц.пед 5.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

3. Службы помощи для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Германии

В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году, сменив старый закон 1962 года. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Новый  закон отменил воспитание исправительное как принудительное. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать  соответствующие и в достаточном  количестве службы помощи детям и  подросткам, которые должны быть дифференцированными  и расположенными в месте проживания детей. В законе также отмечалось, что все виды помощи должны осуществляться только на добровольной основе, и при  участии молодого человека в поиске подходящего для него предложения, например, места проживания.

Вот некоторые виды помощи детям и молодежи по Закону:

1. внешкольное обучение  молодежи;

2. привлечение в спортивные  организации;

3. стимуляция развития  в дневное время;

4. педагогическая защита;

5. педагогическая консультация, социальная работа с группами

6. службы социально-педагогической  помощи семье;

7. воспитание в интернатах  в дополнение к семейному воспитанию  или заменяющее его;

8. интенсивная социально-педагогическая  помощь подростку и др.

Необходимо заметить, что  в Германии очень сильны традиции социальной педагогики.

Термины «социальный работник»  и «социальный педагог» там употребляются  как тождественные.

Социально-педагогический подход предполагает, прежде всего, устранение факторов и условий, препятствующих социализации детей и подростков в ближайшем социуме.

Рассмотрим некоторые  из перечисленных видов помощи.

Педагогическая защита направлена на уменьшение, снижение и устранение причин, ведущих к отклоняющемуся поведению. Она должна препятствовать доступу к наркотикам, повышенной готовности к насилию, безработице, социальной изоляции, недостаточной  уверенности в себе, дефициту образования  и отставанию в развитии. Деятельность педагогических консультаций, служб  социально-педагогической помощи направлена на достижение основной цели: помочь семье  в кризисной ситуации. Но указанные  службы имеют некоторые различия.

Название «педагогическая  консультация» говорит само за себя. Консультационные службы оказывают  поддержку и содействие подросткам и родителям в выяснении и  урегулировании индивидуальных и семейных проблем. Консультирование родителей  и подростков осуществляется многопрофильной  бригадой специалистов. Немецкие специалисты считают, что в этой работе важен открытый подход к подросткам (без формальностей), доверие, сохранение анонимности (без сообщения в органы власти).

Кроме индивидуальной консультационной помощи в процессе воспитания оказывается  и социальная групповая помощь в  детских учреждениях. Она нацелена на социальное обучение в группе. Воспитатель, рекомендуемый специалистами государственных  и общественных учреждений, должен пытаться вместе с подростком решить проблемы воспитания в условиях привычной  для подростка среды. Эта работа оправдала себя в последние годы в практике служб по оказанию помощи подросткам.

Служба социально-педагогической помощи семье оказывает интенсивную  помощь при разрешении проблем, как  подростков, так и родителей. Это  продолжительный вид помощи и  он требует активного участия  всей семьи (семейная терапия). Работа проводится обычно в кругу семьи, и консультант должен хорошо знать  все ее заботы. Очевидно, что такая  деятельность требует от специалиста  высокой квалификации и большого напряжения. Социальный работник может  давать советы, рекомендации по общению, обучать родителей приемам проведения занятий с детьми, давать инструкции по ведению хозяйства, оказывать  поддержку в обеспечении материальными  средствами, привлекать специалистов других служб для оказания помощи.

По мнению немецких авторов, деятельность специалистов, работающих в интернатах, должна быть направлена:

1. на возвращение детей  в семью;

2. на подготовку подростков  на проживание в другой семье;

3. на создание условий  жизни, близких к семейным условиям  и рассчитанных на долгое время.

В Германии интернаты имеют  лечебно-педагогическую или терапевтическую  направленность. Эта направленность определяется профессиональной квалификацией  персонала. Количество детей в разных интернатах различно: от 8 до 150 человек. Есть интернаты, в которых только живут девушки или только юноши. В основном интернаты принимают  и девушек, и юношей.

Максимальное количество человек в группе от 6 до 9. Интернаты  сами решают, кого принимать, но почти  во всех случаях принимаются дети, нуждающиеся в особом уходе и  согласные с таким размещением. Особой формой воспитания в интернатах является «проживание под руководством». Один или несколько подростков живут  в арендуемой квартире под руководством социального педагога. Обычно средний  возраст таких подростков - 16 лет.

Немецкие специалисты  считают, помещение подростка в  закрытое учреждение (колонию) крайней  мерой в рамках помощи. Предпосылкой для отправки подростка в закрытое учреждение является заявка родителей  в совет опекунов. В закрытые учреждения должны помещаться только те подростки, которые представляют потенциальную  опасность и уклоняются от терапии  и помощи. Таким подросткам оказывается  так называемая индивидуальная интенсивная  социальнопедагогическая помощь, которая рассчитана на длительный срок и отличается от других видов помощи разнообразием форм и содержания. Обычно с такими детьми (максимально с тремя) занимается дипломированный социальный педагог.

Как относятся службы помощи в Германии к привлечению несовершеннолетних к суду и детской психиатрии? Службы помощи молодежи рассматривают сотрудничество с судебными подростковыми органами и учреждениями психиатрии как необходимое. Они способствуют тому, чтобы в  рамках компетенции судебной ответственности  подростков учитывались воспитательные потребности молодых людей. Отказ  многих молодежных служб от помещения  подростка в закрытые учреждения не должен вести к усиленному применению других мероприятий, связанных с  лишением свободы. Кроме того, если молодые люди помещаются в учреждения юстиции или психиатрии, сотрудники служб помощи должны разрабатывать  дополнительные варианты педагогической помощи после выхода из этих учреждений.

Вывод

Из всего сказанного можно  выделить то общее, что характеризует  социальную работу с трудными подростками  в разных странах:

1. работа имеет профилактическую  направленность;

2. работа осуществляется  по месту жительства подростков (в общине);

3. работа осуществляется  на основе программ, которые направлены  на определенную группу подростков;

4. работа осуществляется  разными специалистами, координирующими  свою деятельность;

5. профессиональной базой,  на которую опираются социальные  работники, является разветвленная  сеть социальных служб, расположенных  в общине.

 


Информация о работе Работа социального педагога в странах Западной Европы