Работа социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 14:25, реферат

Описание работы

Социальный педагог с основами юридических, медицинских, психологических знаний востребован в образовательных учреждениях, где возникает множество проблем за пределами учебного процесса.
Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации.

Файлы: 1 файл

1..doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство науки и культуры Украины

ХГАК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Работа социального педагога».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виполнила

Студентка 2 курса

Социальная педагогика

Факультет Управления и бизнеса

Матяш Е.В

Проверила

Проскурняк О.И

 

 

 

 

Харьков 2013

1. Содержание работы  социального педагога

     Социальный педагог  с основами юридических, медицинских, психологических знаний востребован  в образовательных учреждениях, где возникает множество проблем за пределами учебного процесса.

     Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому значительное место в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся, социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портреты. Поэтому в методическом балансе социального педагога важную роль играют диагностические методики: тесты, опросники и др.

     Диагностический инструментарий  социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Большое значение имеют отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и пр., которые всегда имеются в наличии в образовательном учреждении. Ис-

пользуются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

     Любое исследование  начинается с предварительного обоснования необходимости, задач, прогноза результатов, составления плана-графика, нормативного дополнения в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструкции, информационных сообщений, разъяснений.

     Социальный педагог  организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем, обеспечивает социальную помощь и поддержку, использует всю совокупность правовых возможностей средств.

     Социальный педагог  дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности.

     Он устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблемы, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.

     Социальный педагог  выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов-психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района города, учреждений и общественных объединений, хорошее знание структуры

и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечении, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и другими видами помощи.

     Социальный педагог  оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения того или иного обучающегося в судебных или административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим

в ТЖС. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

     Важное место в  деятельности социального педагога занимают стимулирование и развитие социально-ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальной инициативы, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

     Педагогическая поддержка  социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирование, развитие готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе

образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.

     Под социальной инициативой  понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-социальный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми и др., все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению ребенка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.

     Основной целью социального  работника в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательных учреждениях интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-юношеских общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу:

     • по разъяснению государственной политики в области детско-юношеского движения, оказанию помощи в проектировании деятельности детско-юношеских общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;

     • разработке и  проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной

работы с учащимися образовательных школ и профессиональных училищ;

     • созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреждениях, обеспечению бюджетного финансирования, организации и координации детско-юношеского движения;

     • установлению контактов  с детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутриукраинских обменов представителями детско-юношеских движений;

     • решению вопросов  занятости детей, молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;

     • содействию молодежному  предпринимательству;

     • совершенствованию  системы эстетического воспитания детей, развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи;

     • поддержке талантливой молодежи, творчески способных детей в реализации их собственной художественной и созидательной природы.

     Социальный педагог  разрабатывает и доводит до принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы, оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам, общественности, детям и

взрослым.

     Содействуя развитию  социальных инициатив детей и  взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь, иногда вовлекает коммерческие структуры для финансирования деятельности социально-педагогических проектов. Поиск финансовых средств для внедрения проектов и программ также входит в деятельность социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом.

     Содержание профессиональной деятельности социального педагога необычно и не вписывается ни в какие схемы, поэтому большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

     Вся его деятельность  должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

     Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.

 

    2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога

     Успешное воплощение  мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе профессиональных принципов:

     • профессиональная  компетентность — это глубокая осведомленность специалиста об условиях и способах решения возникающих проблем и умение профессионально реализовать свои знания на практике;

     • стимулирование  активности — побуждение человека  к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для решения поставленной задачи;

     • единство и правильное соотношение полномочий и ответственности, прав и обязанностей специалиста;

     • комплексный подход, который обеспечивает всесторонность воздействия, служит заслоном против ведомственности и ограниченности в работе;

     • целенаправленность  придает деятельности определенную перспективу, позволяет спрогнозировать результат и выработать конкретную программу действий.

     Обязанности и права специалиста определяются квалификационной характеристикой должности. Такая квалификационная характеристика готовится государственными органами ведомственного управления на основе обобщения функций в реальном опыте многих специалистов. Однако нет ни одного документа, в котором четко зафиксированы профессиональные права специалиста. Поэтому социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства, присваивая себе фактические права, вытекающие из необходимости качественного выполнения своих профессиональных обязанностей и этического профессионального кодекса социального работника.

     Для выполнения своих  обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют права:

     • представлять и  защищать интересы клиентов в  органах законодательной и исполнительной власти;

     • вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата специальности;

     • собирать информацию, связанную с нуждами детей  и взрослых, проводить социальные опросы населения, диагностические исследования;

     • делать официальные запросы в общественные организации государственных учреждений с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

     • информировать  государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

     • вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальную инициативу и активность;

     • вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;

     • возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

     Главная задача социального педагога — создание личностно-утверждающей ситуации, которая актуализирует силы саморазвития личности ребенка. Достоинство ситуации как метода воспитания в том, что ее нельзя создать для некого усредненного ребенка или класса. Личностно-утверждающая ситуация для каждой конкретной личности своя. В ситуации можно выявить наиболее скрытую информацию о внутреннем мире ребенка, которую трудно или просто невозможно получить с помощью анкет, интервью, наблюдений.

     Личностный подход  способен осуществлять лишь тот социальный педагог, который обладает необходимым набором личностных установок, таких как: эмпатийность, вера в возможности и способности каждого ребенка, открытость, отношение к ребенку как к уникальной личности.

     Результаты личностно ориентированного воспитания выражаются в отношении социального педагога и воспитанника к общей деятельности, сотрудничеству, друг к другу, в психологическом самочувствии, самооценке, росте личностных достижений каждого.

     Законодательную, нормативно-правовую базу социального педагога в Украине, как и в любом другом государстве, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:

     1) международные документы, важнейшим из которых является Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г.;

Информация о работе Работа социального педагога