Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические основы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Характеристика процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.…………………………………………………..………..6
Методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10
Выводы по первой главе.……………………………………………………….17
Глава 2. Опытно-практическая работа по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
2.1. Первичная диагностика уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..
2.2. Составление и апробация серии игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……………………………………….................
2.3. Проведение сравнительного анализа результатов опытно-практической работы.………………………………………………………………………………
Выводы по второй главе.…………………………………………………………..
Заключение.……………………………………………………………………....
Список литературы.………………………………………………………

Файлы: 1 файл

VKR Алия.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО СМПК

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

на тему: «Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

         

 

             

                 

       

Выполнила студентка V курса                              

специальности 050704

«Дошкольное образование»

57 группы

Ишбулдина Алия Мухамадиевна

Руководитель

Шарапова Ольга Владимировна

 

 

 

 

       Стерлитамак, 2013

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические основы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

    1. Характеристика процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.…………………………………………………..………..6
    2. Методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10

Выводы по первой главе.……………………………………………………….17

Глава 2. Опытно-практическая работа по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

2.1. Первичная диагностика уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..

2.2. Составление и апробация серии игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……………………………………….................

2.3. Проведение сравнительного  анализа результатов опытно-практической работы.………………………………………………………………………………

Выводы по второй главе.…………………………………………………………..

Заключение.……………………………………………………………………....

Список литературы.…………………………………………………………...…

Приложение

                            

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей задачей умственного воспитания детей дошкольного возраста являются сенсорное воспитание (развитие). Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно он это знания может выразить в речи.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом  и социальном становлении личности ребенка. Подтверждением тому является психическое развитие детей в  условиях сенсорного голодания (сенсорной  депривации). Нарушения зрения или  слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании  с дефицитом общения со взрослыми и сверстниками) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентированной реакции на звук, целенаправленных движений, предметной деятельности и речи.

Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового и тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декролт, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Система сенсорного воспитания была разработана учеными, педагогами и психологами: А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Поддъяковым и др. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований.

Исходя из вышеизложенного, была определена тема исследования: «Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста будет более успешным, если выявить наиболее эффективные методы, приемы, средства сенсорного воспитания и целенаправленно, систематически использовать их в деятельности воспитателя.

На основании поставленной цели и гипотезы, выдвигаются следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  3. Определить наиболее эффективные методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  4. Составить и апробировать серию игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические - наблюдение, апробация игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ». В исследовании приняли участие 10 детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного  возраста

    1. Характеристика процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его  представления о свойствах и  качествах предметов. Сенсорное  воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения» [28, с. 213].

Сенсорное воспитание – это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют ка его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, Се звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся содержание сенсорного воспитания, его методика.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную JI.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т. д. Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [4, с. 56].

Сочетание обучения сенсорным  действиям с различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок  ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении  важных жизненных задач. В большинстве  случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более  важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому  совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение  смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

В процессе сенсорного воспитания детям сообщают обобщенные знания и  умения, связанные с ориентировкой  в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько  разнообразны, что ознакомление ребенка  со всеми ними без ограничения, так  же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Формирование систематизированных  представлений о свойствах и  качествах  являются основой - эталонами  обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную  систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено  к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок  получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить  любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность [23, с. 112].

Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной  системы (Л.А. Ватажина  И.И. Зелингер и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия [19, с. 107].

Исследования развития детей  дошкольного возраста показывают, что  развитие сенсорных функций ребенка  этого возраста определяется игровой  деятельностью.

Информация о работе Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста