Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические основы работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Характеристика процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.…………………………………………………..………..6
Методы, приемы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10
Выводы по первой главе.……………………………………………………….17
Глава 2. Опытно-практическая работа по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
2.1. Первичная диагностика уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..
2.2. Составление и апробация серии игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста……………………………………….................
2.3. Проведение сравнительного анализа результатов опытно-практической работы.………………………………………………………………………………
Выводы по второй главе.…………………………………………………………..
Заключение.……………………………………………………………………....
Список литературы.………………………………………………………

Файлы: 1 файл

VKR Алия.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно  обгоняет развитие мышления, поэтому  в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. В основе его  лежат следующие строго зафиксированные  научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью  к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью  обладают органы зрения. Информация, поступающая в мозг из органов зрения не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Сенсорное воспитание развивает не только зрительное, но и другие виды восприятия (слуховое, осязательное и вкусовое) [1, с. 46].

Сенсорное воспитание ребенка дошкольного возраста имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий – манипулирования [4, с. 57].

Основным условием правильного  воспитание ребенка является обеспечение  достаточного разнообразия внешних  воздействий, организация зрительного  и слухового мира, в котором  он существует. Для выполнения этого  условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий [6, с. 127].

При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо  определить, какую  роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.

Установив совокупное сенсорных  знаний и умений, которыми ребенок  должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности [13, с. 72].

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Нужны ли сенсорные эталоны дошкольнику? А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые с е н сомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - система геометрических фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных-звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Например, знакомить детей со свойствами воды можно во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке. Педагог обучает воспитанников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут различные предметы и др.).</span


Информация о работе Работа воспитателя по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста