Раннее обучение детей Г.Доман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

Ранний возраст – очень важный этап в жизни дошкольника. С момента рождения к завершению младшего дошкольного возраста ребенок успевает проделать гигантскую работу: научается обращаться с различными окружающими его вещами, ходить, устанавливать эмоциональный контакт с близкими (родителями, старшими братьями и сестрами, воспитателями младших дошкольных учреждений), понимать родную речь, обретает первоначальные навыки общения.

Файлы: 1 файл

Раннее обучение детей Г.Доман..docx

— 32.48 Кб (Скачать файл)

Ранний возраст – очень  важный этап в жизни дошкольника. С момента рождения к завершению младшего дошкольного возраста ребенок  успевает проделать гигантскую работу: научается обращаться с различными окружающими его вещами, ходить, устанавливать эмоциональный контакт  с близкими (родителями, старшими братьями и сестрами, воспитателями младших  дошкольных учреждений), понимать родную речь, обретает первоначальные навыки общения.

Ранним развитием ребенка  можно назвать развитие различных  способностей детей от рождения до 2-3 лет. В этом возрасте дети всему  быстро учатся. Единственное: не нужно  заставлять ребенка, обучение должно проходить  в виде игр. А ведь не всегда у  родителей хватает времени или  достаточных знаний для придумывания таких игр. Именно поэтому и разрабатываются методики раннего развития детей. Обучение с ранних лет – необходимый этап в развитии личности.

Для умственного развития детей существенное значение имеет  приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых  для познания окружающего мира и  решения различного рода практических задач, а также для успешного  обучения в младших классах средней  школы.. Обучение математике в раннем возрасте требует особого подхода, методических материалов и обучающих средств.

Значение практического  применения математических знаний в  различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно  заботились об их использовании в  жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету ... также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда  не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Многие видные психологи  и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что  формирование у детей математических представлений должно опираться  на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить  весь объем знаний и умений, осознанно  овладеть навыками счета.

Математика представляет собой сложную науку, которая  может вызвать определенные трудности  во время школьного обучения. К  тому же далеко не все дети имеют  склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить  ребенка с основами счета. Основу из основ математики составляет понятие  числа. Однако число, как, впрочем, практически  любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому  зачастую возникают трудности с  тем, чтобы объяснить ребенку, что  такое число, цифра.

. Многие родители считают, что математика – слишком сложная и абстрактная наука для ребенка, поэтому откладывают занятия ею как минимум до 4-5 лет. Однако в 2-3 года сознание ребенка уже готово к усвоению основных математических категорий и операций. Первые занятия по математике должны быть частью обычных игр и занимать не более 10 минут в день.

Сейчас многие родители стараются  начинать обучать своих детей  как можно раньше и используют для этого различные методики. Например, в 1989 году в России П.В. Тюленевым предложена методика "Считать - раньше, чем ходить": родители начали обучать счету малышей в возрасте до 1 года. После проверки методики было установлено, что к возрасту 1,5 - 2 года без каких-то сложных пособий можно легко научить ребенка воспроизводить числовой ряд до 60-ти. Почему до 60-ти? Потому что именно таково общее количество пальцев на руках и ногах у всех членов семьи из трех человек: мамы, ребенка и папы. Нужно отметить, что еще около 350 лет тому назад великий педагог Я. Коменский указывал, что числовой ряд от 1 до 60 должен осваиваться нормальным ребенком еще до 6 лет. Имеются все основания полагать, что с появлением методики "Пальцематики" тайну числа 60 в работах Я. Коменского можно считать разгаданной. Реализация методики "считать - раньше, чем ходить" открыла новые, еще вчера казавшиеся невероятными возможности в обучении и образовании. Так, в 1990 году установлено, что ребенок в возрасте двух лет может запомнить натуральный ряд, и даже уметь считать до 200. Обучение счету и развитие математических способностей в системе МИР основано на положительных результатах проверки гипотезы П.В. Тюленева о том, что деятельность мозга по освоению математических операций проще, чем управление мышцами человеческого тела во время прямохождения, и образы математических действий поддаются формированию и развитию в самые первые недели и месяцы жизни ребенка.

Как это ни странно, но психологи  и педагоги выяснили, что вовсе  не знание цифр делает начало изучения математики в школе успешным и  эффективным. Такие знания могли  выручать лишь на самых первых занятиях, гораздо важнее оказывалась подготовленность логического мышления ребенка к  выполнению определенных логических операций.

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает  только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов  и родителей сделать так, чтобы  малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Именно поэтому на первых занятиях следует объяснить малышу само понятие количества, научить разбираться, что такое «много», а что «мало» лишь затем перейти к сравнению и освоению счета. Самое важное, сделать это наглядно и занимательно.

Обучение счету - очень  важный момент в развитии ребенка. Обучение счету в игровой форме - это не только интересно, но и эффективно. Сегодня в магазинах можно найти самые разные игры и пазлы, связанные с обучением счету. Игры и пазлы позволяют ребенку наглядно обучаться счету, а также видеть, ощущать и трогать предметы, что значительно повышает эффективность усвоения информации.  Существует огромное количество интересных способов обучения счету детей дошкольного возраста. На сегодняшний день разработано много различных методик раннего обучения детей счету.  Рассмотрим методику раннего развития Глена Домана.

Раннее  развитие детей по методике Глена  Домана

Родилась эта замечательная  методика уже более полувека назад, когда молодой американский врач-нейрохирург  Гленн Доман начал заниматься лечением малышей с серьёзными травмами мозга. Глен Доман, нейрофизиолог, работая много лет с больными и здоровыми детьми, получил уникальные данные о возможностях стимулирования активности мозга детей в период от 0 до 7 лет. На основе этих данных он делает вывод о мощном интеллектуальном потенциале, которым обладает каждый ребенок от рождения. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь развить и реализовать этот потенциал: "дать неограниченные возможности в жизни".

Доман уверен, что в основе любого умения, любого знания, любой  профессии лежат факты. "Они  составляют базу, на которой будет  построено знание. Без фактов нет  знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты являются основой  знаний,  а знания - базис интеллекта.

Глен Доман часто сравнивал  мозг человека с компьютером, хотя и  признавал превосходство человека. Доман считал, что усвоение ребенком полезных фактов, которые он называет битами информации, - это ключ к развитию интеллекта. Нейрофизиолог отмечает, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путаной информацией!".  А поскольку дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью, то и к качеству информации нужно отнестись с особым вниманием. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана.

Математика – удивительная и увлекательная наука. Обучение детей математике, по мнению Домана, следует начинать как можно раньше. По мнению Домана, существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.

Вторая причина гораздо  важнее. Детей следует учить считать  как можно раньше, поскольку это  будет способствовать физическому  развитию мозга, а следовательно  и того, что мы называем интеллектом.

Среди всех методик Глена  Домана, его система обучения детей  математике больше всех вызывает живой  интерес со стороны педагогов  по раннему развитию. Мы привыкли учить  детей счету при помощи обычной  числовой последовательности от одного до десяти, от десяти до двадцати и так  далее, используя все возможные  средства: загибание пальцев счет окружающих предметов, счет от единицы  до ста и обратно. 

 Глен Доман уверен, что нет никакой нужды отправляться  с малышом в увлекательную  страну математики таким долгим  и сложным путем. Благодаря  своей практической и научной  деятельности в качестве нейрохирурга, он установил, что ребятишки  способны с самого рождения  различать группы предметов по  количеству, лишь просто взглянув  на них

 Все это подобно  эффекту Хоффмановского «Человека  Дождя»: когда герою фильма достаточно  было просто бегло взгляда  на набор предметов, чтобы безошибочно  выдать их точное количество, совершенно при этом их не считая. Доктор Доман полагает, что все дети наделены подобной способностью, и утрачивают ее, если вовремя ее не начать развивать.

 С этой целью он  разработал карточки с красными  точками, на которых изображается  разное их количество, с помощью  которых кроха сначала знакомится  с понятием количества, затем  с простейшими примерами, с  алгебраическими последовательностями, сложными уравнениями и даже  неравенствами. Считается, что  как только маленький математик  начинает выполнять вычисления  при помощи точек (количества) вместо цифр, он начинает пропускать  через себя математические решения  и выводить формулы и уравнения  самостоятельно, в противовес традиционному  бесполезному их запоминанию.  По классической методике, дети  сначала учат формулы, а потом  уже подставляют при решении  задач.  Это позволяет  в  развитии ребенка открыть новые  возможности.

Согласно методике Домана, первым этапом обучения ребенка математике является понятие количества. Доман  уверен, что необходимость занятий  математикой обусловлена не только тем, что человек применяет математические знания на протяжении своей жизни, но и тем, что обучение математике способствуют развитию интеллекта.

“Маленькие дети должны изучать математику, потому что у  них есть преимущество воспринимать ее лучше и легче”, - Г. Доман, Д. Доман 

По методике Домана обучать  ребенка математике нужно с чисел: одного яблока, семи кукол, десяти снежинок. Следует знакомить ребенка с  изображениями количеств, а не с  цифрами.

Методика занятий. Несколько  раз в день ребенку показывают, на расстоянии не менее 45 см. от лица, и  называют карточки, которые представляют собой биты информации разных категорий.  1 секунда отводится на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее  трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Но на практике, конечно, можно вносить изменения.

Комплект карточек для  обучения ребенка математике состоит  из 101 карточки размером 25х25 см. Диаметр  каждого красного кружка – 1,8 см. На каждой красной карточке в верхнем  правом углу обозначено маленькими цифрами  количество кружков. Также в комплекте  для обучения ребенка математике по методике Домана есть 116 карточек 12x12 см, на которых изображены черным цветом числа и знаки действий. Высота каждой цифры составляет 7,5 см.

 

На плотные карточки наносятся 1, 2, 3, и т.д. больших красных кружков. На обратной стороне карточки Домана цифра, обозначающее количество кружочков. Если взрослому человеку сложно отличить 15 кружков от 17, то ребенок после обучения по методике Домана легко может отличить 51 от 53 и т.д.

Красный цвет точек в карточках  в методике Домана для обучения математике важен для стимуляции зрительных рецепторов.

Обучение ребенка математике по методике Домана можно начинать даже с 6 месяцев. Вы показываете карточку Домана, называете изображенное на ней число. А у грудного ребенка  происходит стимуляция зрительных рецепторов. Однако обратной связи пока еще не возникнет. Поэтому приступить к  следующему этапу обучения ребенка  математике не получится. Легко ребенок  запомнит значение цифр во время прогулок по квартире, если на стены повесить карточки Домана.

Основной курс обучения математике по методике Домана  проводят с ребенком в возрасте 2-3 года. При этом 5-7 раз  в день демонстрируют карточки Домана. Через 1–2 недели можно добавлять еще 1 карточку, постепенно увеличивая количество кружков, отвечающих новой цифре.

"Маленькие дети, не  умеющие говорить, могут обучиться  математике. Но многие взрослые, которые умеют говорить, не могут  постичь математику в такой  же степени, как дети". - Г.  Доман, Д. Доман.

Главное правило обучения ребенка по методике Домана: заниматься надо быстро – не более 10 секунд в  веселой занимательной форме!

Информация о работе Раннее обучение детей Г.Доман