Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, контрольная работа
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.
Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современные образовательные технологии на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей.
Общеизвестные технологии разноуровневого обучения не получили широкого применения и распространения в практике, т.к. не удовлетворяет требованиям современных учителей и учащихся.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесли философы и психологи: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, К.М.Гуревич, Ю.С.Гуров, И.С.Кон, Н.С.Лейтес, Н.А.Менчинская, В.М.Теплое, В.Э.Чудновский, Д.В.Эльконин, В.С.Юркевич и др., в работах которых раскрыта природа способностей, одаренностей, индивидуальные особенности детей и подростков.
В исследованиях таких ученых, как М.В.Антропов, А.Д.Дмитриев, Г.Г.Манке и др. дана физиолого-гигиеническая оценка организации дифференцированного обучения.
В трудах М.К.Енисеева, В.К.Кириллова, В.И.Загвязинского, А.А.Кирсанова, О.Г.Максимовой, Е.С.Рабунского, И.Э.Унт, Н.М.Шахмаева изложены теоретические параметры, критерии и оценки дифференцированного обучения.
Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.
В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области дифференцированного обучения и разрабатываются конкретные технологии разноуровневого обучения.
Суть основных проблем обучения такова: «Кого, чему и как учить?». Эти проблемы, определяющие и цель дидактики, оказались актуальными особенно сейчас, когда кризисные явления жизни вскрыли ряд недостатков существующей системы образования и используемых технологий обучения. Пришло понимание того, что типовая «традиционная технология обучения» явно не отвечает современным запросам и не способна учитывать в полной мере индивидуальные особенности каждого.
В настоящее время ученые многих стран мира, нередко отвергая ряд прогрессивных и общеизвестных технологий, ведут интенсивный поиск и апробацию «универсальной технологии обучения», отвечающей требованиям чешского педагога 17 века Яна Амоса Коменского, который писал: «Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло: учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения и скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». Многие дидактические положения этого ученого вошли в современную теорию обучения, но многие проблемы, затронутые им, требуют решения. На проблемный вопрос: «Всех ли учить всему?» практика отвечает, что это невозможно, ненужно и вредит здоровью, особенно тех, кому учеба дается с трудом. Исследования психологов подтверждают этот вывод.
По данным Ю.З. Гильбуха, процентное соотношение учащихся, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, таково: 65 процентов составляют дети со средней обучаемостью (это принято считать нормой); 15 процентов - дети с высокой обучаемостью, их психические данные развиты выше возрастной нормы; 20 процентов - с различными задержками психического развития (ниже нормы). Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок использования разноуровневого обучения. Теперь стало ясным, почему всех до одного уровня выучить нельзя, почему образование не может быть «всеобщим обязательным средним». К сожалению, в настоящее время приходится работать и с теми, которые отстают в психическом развитии, и даже с теми, которые имеют признаки олигофрении. Поэтому без технологии разноуровневого обучения не обойтись.
На вопрос другой проблемы: «Учить быстро?» - ответ очевиден - в разноуровневом обучении в силу упомянутых выше психологических различий разным группам следует предоставлять для изучения материала разное время. Но как? Эта проблема решена в данной технологии.
Достаточно важной для обучения является разрешение следующих проблем: программного обеспечения и подбора учебного материала, форм и методов организации учебы.
Для ликвидации проблемы «обременения и скуки» в современной школе нельзя обойтись без гуманного общения, без шутки, без «мажорного лада» А.С.Макаренко, а в дидактике - без разных методов активизации познавательной деятельности: дидактических игр, проблемного и исследовательского методов, которые используются и в данной технологии. Для разрешения этой и другой проблемы «повышения научного уровня обучения» в общем и для повышения уровня понимания вопросов методологии в частности, служит использование идеи интеграции учебных предметов.
М.Н.Скаткин, высказываясь по этой и другим проблемам современной дидактики, замечает: «Практические вопросы о конкретном месте и удельном весе проблемности в целостной системе обучения еще не решены. Для этого потребуется провести исследование по всем учебным предметам с учетом специфики содержания курсов и возрастных возможностей учащихся... Для раскрытия перед учениками значимости учебного материала очень важно в самом начале работы по теме показать его место в курсе, необходимость знаний по данной теме для сознательного усвоения последующих тем курса и материала по смежным учебным предметам, показать области применения основных идей темы в жизни». Автор считает необходимым преодолеть «культ заучивания подряд всего учебного материала - и главного, и второстепенного (вспомогательного, иллюстративного, справочного) и перенести акцент на глубокое осознание и прочное усвоение ключевых фактов и идей науки, развитие творческого мышления и умения пользоваться справочниками».
Возникает проблемный вопрос - «Какой должна быть суть важнейших технологических этапов осознания учащимися ключевых фактов и идей?» На это вышеупомянутый автор не дал ответа. Для разрешения этой проблемы технология обучения должна использовать основы обучения с опорой на усвоенное и интеграцию знаний, данные М.К.Енисеевым.
Как развить творческое мышление у учащихся, о котором сейчас много говорится? Это - еще более трудная проблема. Для ее разрешения следует исходить из следующего определения: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее». М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович утверждают: «Развитие творческих способностей у учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов». Весьма полезными для организации исследований учащихся являются методические указания. Всех ли детей можно научить творчески мыслить и научить творчеству? И.П.Волков на этот вопрос отвечает утвердительно, но об опыте работы этого учителя П.И.Пидкасистый пишет: «Уроками творчества занятия, проводимые И.П.Волковым, названы, разумеется, условно... Учитель нашел возможность эффективно использовать принцип межпредметных связей на уроках, формируя некоторые общие, политехнические знания и умения, необходимые для осмысленного и продуктивного выполнения всех работ, включенных в программу уроков творчества…» Для группы учащихся, проявляющих интерес и склонности к политехническим знаниям и к естественным предметам, весьма полезным окажется включение в разноуровневую технологию обучения важнейших элементов технологии обучении, имеющей направленность на развитие творческих качеств личности. Автором ее является Г.С.Альтшуллер. Особенностью содержания обучения по Г.С.Апьтшуллеру является процесс поисковой, изобретательской деятельности, в которой используется ряд принципов, тесно связанных с физикой, химией, черчением, геометрией, экономикой - например, принципы: дробления, асимметрии, антивеса, сфероидальности, использования механических колебаний, замены дорогой долговечности дешевой недолговечностью и т.п.
Педагоги давно заметили, что успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности. Так, Ян Амос Комен-ский в «Великой дидактике» писал: «всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению». Н.А.Добролюбов указывал, что «когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости».
Технология разноуровневого обучения
В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.
Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя.
Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.
Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
1. Психологических задач
(определение индивидуально-
2. Предметно-дидактических
задач (разработка учебного
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.
Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:
1) разработку учебного
материала, для которого каждый
уровень его репрезентации (обязательный,
дополнительный, повышенный, улучшенный
и т. п.) мог бы быть предложен
в многообразии индивидуально-
2) предоставление учащемуся
возможности самостоятельной
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
♦ психолого-педагогическая диагностика учащегося;
♦ сетевое планирование;
♦ разноуровневый дидактический материал.
Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.
Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.
Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.