Разработка сценария конкурса профессионального мастерства по профессии «Машинист крана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:23, практическая работа

Описание работы

Цель практического задания состоит в выявлении уровня качества сформированности профессионально значимых методических и исследовательских умений и навыков.
В соответствии с указанной целью в ходе подготовки практического задания решаются следующие задачи:
1. расширение, систематизация и закрепление психолого-педагогических и методических знаний, а также применение их на практике для решения конкретных психолого-педагогических задач;
2. выяснение профессиональной подготовленности к самостоятельной педагогической работе в современных условиях.

Содержание работы

1. Введение
1.1 Область применения работ
1.2 Цель и задачи методической разработки
1.3 Объект разработки
1.4 Обоснование актуальности методической разработки
2. Обоснование тематики
2.1 Этапы успешного проведения конкурса
2.2 Черты конкурса
2.3 Факторы, способствующие возникновению интереса к конкурсу
2.4 Причины разочарования в участии в конкурсе
2.5 Принципы проведения конкурса
2.6 Цели конкурса профессионального мастерства
2.7 Задачи конкурса профессионального мастерства
2.8 Порядок проведения конкурса профессионального мастерства
2.9Разработка учебно-производственных заданий
2.10 Организация конкурса профессионального мастерства
2.11 Определение и поощрение победителей конкурса
3. Разработка методики проведения конкурса профессионального мастерства
3.1 Правила для обеспечения безопасного выполнения работ
3.2 Рациональная организация рабочего места токаря
3.3 Участники конкурса
3.4 Задачи жюри
3.5 Сценарий конкурса профессионального мастерства
3.6 Подведение итогов конкурса
4. Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

4 зад.docx

— 678.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

 ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический

университет

Машиностроительный институт

Кафедра подъемно- транспортного  оборудования

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

к государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке

по дисциплине МПО

 

на тему: Разработка сценария конкурса профессионального мастерства

по профессии «Машинист крана»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ПМ-505 

Руководитель:

ст. преподаватель 

 

Зав. кафедрой:

доктор техн. наук, профессор 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат

Цели и задачи практического  задания государственного экзамен

1. Введение

1.1 Область применения работ

  1. Цель и задачи методической разработки
  2. Объект разработки
  3. Обоснование актуальности методической разработки

2. Обоснование тематики

  1. Этапы успешного проведения конкурса
  2. Черты конкурса
  3. Факторы, способствующие возникновению интереса к конкурсу
  4. Причины разочарования в участии в конкурсе
  5. Принципы проведения конкурса
  6. Цели конкурса профессионального мастерства
  7. Задачи конкурса профессионального мастерства
  8. Порядок проведения конкурса профессионального мастерства

2.9Разработка учебно-производственных заданий

  1. Организация конкурса профессионального мастерства
  2. Определение и поощрение победителей конкурса

3. Разработка методики проведения конкурса профессионального мастерства

  1. Правила для обеспечения безопасного выполнения работ
  2. Рациональная организация рабочего места токаря
  3. Участники конкурса
  4. Задачи жюри
  5. Сценарий конкурса профессионального мастерства
  6. Подведение итогов конкурса

4. Заключение

Список использованных источников 

 

 

Приложение 1:Критериально-оценочная матрица конкурса профессионального мастерства

Приложение 2: Контрольный лист № 1

Приложение 3: Экспертный лист

Приложение 4: Протокол

Приложение 5: Аналитическая справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Практическое задание  содержит 34 страницы машиностроительного  текста. Содержит 10 рисунков. К работе имеются 5 приложений. При выполнении работы использовано 16 источников литературы.

Ключевые слова: КОНКУРС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, ПРОТОКОЛ, ПЛАН УРОКА, СТРУКТУРА УРОКА, ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ, КТИТБРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ МАТРИЦА.

В практическом задании разработан и обоснован нетрадиционный урок производственного обучения в форме  конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» для учащихся любых учреждений начального профессионального  образования, для любых профессий  в состав дисциплин которых входит «токарное дело».

Разработано Положение о  проведении конкурса профессионального  мастерства и инструментарий оценивания конкурса профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Цель практического задания  состоит в выявлении уровня качества сформированности профессионально значимых методических и исследовательских умений и навыков.

В соответствии с указанной  целью в ходе подготовки практического  задания решаются следующие задачи:

1. расширение, систематизация и закрепление психолого-педагогических и методических знаний, а также применение их на практике для решения конкретных психолого-педагогических задач;

2. выяснение профессиональной подготовленности к самостоятельной педагогической работе в современных условиях.

Выполненное практическое задание  носит методический характер. Цель методического практического задания  заключается в том, чтобы, используя  известные методические разработки применить их на конкретном содержании деятельности. Практическое задание  состоит в разработке методики проведения занятия по дисциплине «Производственное  обучение» по профессии начального профессионального образования «Машинист крана (крановщик)» на базе основного общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ


1.1  Область применения работы

Данная разработка может  быть использована для проведения урока  производственного обучения в учреждении начального профессионального образования  осуществляющего подготовку квалифицированных  рабочих по профессиям «Машинист  крана (крановщик)», «Токарь». В обязательную подготовку которых входит изучение курса «Токарное дело».

Разработка представляет собой сценарий проведения нетрадиционного  урока производственного обучения по теме «Выполнение комплексных  работ» в форме конкурса профессионального  мастерства «Лучший по профессии».

1.2  Цель и задачи методической разработки

Цель данной методической разработки - разработка и подготовка нетрадиционных уроков производственного  обучения в форме конкурса профессионального  мастерства «Лучший по профессии».

Данная цель реализуется  посредством задач:

  1. Ознакомление   с   целями   и задачами   конкурса профессионального мастерства.
  2. Формирование навыков конструирования наглядно демонстрационных материалов используемых в ходе проведения конкурса мастерства.
  3. Формирование навыков конструирования инструментария оценивания выполнения работ учащимися.
  1. Ознакомление с ходом проведения и подведения итогов конкурса.

1.3  Объект разработки

Объектом разработки является сценарий и план проведения нетрадиционного  урока производственного обучения в форме конкурса профессионального  мастерства «Лучший по профессии», структура урока с циклограммой, наглядно демонстрационный материал, Положение о проведении конкурса профессионального мастерства, механизм оценивания выполненных работ.

1.4 Обоснование актуальности методической разработки

Уровень развития современного производства предъявляет высокие  требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих. Специальные  знания, высокое профессиональное мастерство и высокий уровень общей культуры становиться обязательным условием эффективного труда рабочих.

Развитие профессионально  значимых качеств учащихся и подготовка квалифицированных рабочих в  учреждениях начального профессионального  образования осуществляется в процессе производственного обучения по профессии. Одной из эффективных форм развития необходимых навыков и умений являются конкурсы профессионального мастерства.

Конкурсы профессионального  мастерства различного уровня помогают учащимся развить профессиональные и коммуникативные навыки, которые  помогут им стать конкурентоспособным  рабочим, который способен: на рынке  труда предложить свои знания и умения как товар, либо «купить» предложение  и стать при этом для себя работодателем. Он назначает цену за свой товар, выбирает работодателя. Его профессионализм и личностные качества способствуют выпуску конкурентоспособной продукции (оказанию конкурентоспособной услуги), умению работать в кооперации, содействуют личному обогащению, психологическому комфорту, процветанию производства, фирмы, предпринимательства.

Таким образом, помощь педагогам  профессионального обучения в подготовке и организации конкурса профессионального  мастерства является насущной необходимостью.

 

 

 

 

 

 

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМАТИКИ


Соревнование служит эффективным методом формирования ответственного отношения к труду, совершенствование производственных отношений и развитие коммуникативных навыков, воспитание товарищеского сотрудничества и активной жизненной позиции. Соревнование укрепляет и сплачивает коллектив учащихся, побуждает учащихся к лучшему овладению профессией.

В условиях соревнования создаются  наиболее благоприятные условия  для раскрытия творческих способностей личности учащегося, для включения  его в производственные отношения, для организации общения внутри производственного коллектива, для  проявления общественно значимых качеств  личности [14, с.48].

Традиционными формами организации  индивидуального соревнования являются конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии». Они направлены на повышение у учащихся интереса к теоретическим знаниям, на развитие профессиональных умений и навыков, воспитание привычки работать высокопрофессионально  и качественно [12, с. 194].

Конкурсы профессионального  мастерства проводятся ежегодно, в  несколько этапов: внутригрупповые, училищные, окружные, общероссийские.

Конкурс - сугубо серьезное  занятие помогающее принять условные правила и смоделировать реальную практику на испытательном полигоне мысли. Конкурс - самый древний способ проверки отношения каждого к окружающим условиям и обстоятельствам. Кроме того, он - великий стимул инициативы и состязательности [1, с, 22].

Конкурсы мастерства рекомендуется  проводить в нерабочее время  в производственных объединениях и  на предприятиях с высоким уровнем  организации производства и труда  оборудование которых, соответствует  современными требованиями. Проведение конкурсов профессионального мастерства рассматривается как элемент  усиления воздействия соревнования на рост производительности труда коренное повышение качества продукции, эффективности производства, экономия материальных ресурсов, достижения лучшего отраслевого и мирового уровня [8].

Конкурсный метод познания получает все большее признание  в профессионально-технических циклах. Игровые ситуации, решение производственных задач позволяют значительно  активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокий уровень  совместной деятельности преподавателя  и учащихся.

Производственные конкурсы предъявляют большие требования к мастеру-руководителю конкурса. Для успешного проведения конкурса необходимо выделить два этапа.

2.1 Этапы успешного проведения конкурса

Во-первых, необходимо четко  сформулировать учебную цель: какие  знания, навыки и умения должны быть сформулированы и закреплены.

Во-вторых, следует продумать  наиболее интересную производственную ситуацию, которая обеспечит достижение учебной цели.

Рисунок 2.1. Этапы успешного проведения конкурса

Конкурс - имитационный процесс, в котором его участники согласно целям и задачам принимают  решение и организуют исполнение принятых решений, действуют в конкретных заданных условиях.

2.2 Черты конкурса

Конкурсы характеризуются  следующими общими чертами:

  1. Актуализация опорных знаний;
  2. Наличие    учащихся,    бригад    или    звеньев    учащихся,    выдающих информацию;
  3. Наличие     жюри,     оценивающего    теоретические     и     практические результаты конкурса;
  4. Наличие болельщиков, поддерживающих игровых участников;
  5. Наличие правил и регламента конкурса;
  6. Наличие целей и задач.

Рисунок 2.2 Общие черты  конкурса

2.3 Факторы, способствующие возникновению интереса к конкурсу

Человек включается в конкурс  потому, что он отвечает ряду его  интересов. Это профессиональный интерес, корыстный интерес и т.д. Некоторые  факторы, способствующие возникновению  интереса:

  • удовольствие от контакта с партнерами по игре;
  • удовольствие от демонстрации своих, возможностей как игрока;
  • необходимость     принимать     решения     в     сложных     и     часто 
    неопределенных ситуациях;
  • удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного.


Рисунок 2.3. Интересы участников конкурса

2.4 Причины разочарования в участии в конкурсе

 Тяга к удовлетворению приводит человека на конкурс, но здесь возможно и разочарование, которое имеет место в целом ряде случаев:

  • если  задача  актуализации  опорных  знаний  оказалась   непосильной 
    для учащихся;
  • если  действия   учащегося   не   находят  поддержки   и   одобрения   у 
    болельщиков;
  • участники конкурса не симпатичны друг другу;
  • если конкурс сопровождается неудачами или проигрышем;
  • активность учащихся подавляется лидером или организатором игры.

Информация о работе Разработка сценария конкурса профессионального мастерства по профессии «Машинист крана»