Разработка сценария конкурса профессионального мастерства по профессии «Машинист крана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:23, практическая работа

Описание работы

Цель практического задания состоит в выявлении уровня качества сформированности профессионально значимых методических и исследовательских умений и навыков.
В соответствии с указанной целью в ходе подготовки практического задания решаются следующие задачи:
1. расширение, систематизация и закрепление психолого-педагогических и методических знаний, а также применение их на практике для решения конкретных психолого-педагогических задач;
2. выяснение профессиональной подготовленности к самостоятельной педагогической работе в современных условиях.

Содержание работы

1. Введение
1.1 Область применения работ
1.2 Цель и задачи методической разработки
1.3 Объект разработки
1.4 Обоснование актуальности методической разработки
2. Обоснование тематики
2.1 Этапы успешного проведения конкурса
2.2 Черты конкурса
2.3 Факторы, способствующие возникновению интереса к конкурсу
2.4 Причины разочарования в участии в конкурсе
2.5 Принципы проведения конкурса
2.6 Цели конкурса профессионального мастерства
2.7 Задачи конкурса профессионального мастерства
2.8 Порядок проведения конкурса профессионального мастерства
2.9Разработка учебно-производственных заданий
2.10 Организация конкурса профессионального мастерства
2.11 Определение и поощрение победителей конкурса
3. Разработка методики проведения конкурса профессионального мастерства
3.1 Правила для обеспечения безопасного выполнения работ
3.2 Рациональная организация рабочего места токаря
3.3 Участники конкурса
3.4 Задачи жюри
3.5 Сценарий конкурса профессионального мастерства
3.6 Подведение итогов конкурса
4. Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

4 зад.docx

— 678.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.4 Причины разочарования .

Итак, конкурс - это имитационный процесс, в котором учащиеся принимают  конкретные решения [2, с. 36].

Главное назначение конкурса — отработать, проконтролировать  профессиональные умения и навыки, повысить квалификацию (разряд, класс) путем включения в определенную производственную ситуацию [15, с.4.1].

    1. Принципы проведения конкурса

Чтобы использовать все возможности конкурса, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • учет целенаправленности деятельности учащихся;
  • ориентация участников на процесс конкурса и на конечный результат;
  • необходимость принятия каждым участником творческих решений;
  • соответствие   конструкции   игры   уровню   знаний,   умений   и навыков участников конкурса;
  • единство теоретического и производственного процесса.

 

Рисунок 2.5 Принципы проведения конкурса

 

Несоблюдение   хотя   бы   одного   принципа  снижает   эффективность конкурса как метода обучения и контроля [10, с. 54].

 

2.6 Цели конкурса профессионального мастерства

  1. Выявление качества профессионального мастерства,
  2. Выявление лучших учащихся профессии.
  3. Применение теоретических знаний для решения практических задач,
  4. Применение в работе рациональных приемов работ,
  5. Воспитание творческого отношения к труду и повышение культуры труда.

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6. Цели конкурса мастерства

 

2.7 Задачи конкурса профессионального мастерства

  1. Достижение принципиально нового  качества обучения квалифицированных рабочих по данной профессии.
  2. Развитие социально-профессиональной и предметно-профессиональной компетентности учащихся.
  3. Развитие социально-значимой и творческой деятельности учащихся.
  1. Развитие   коммуникативного   пространства  учащихся,   расширение сферы профессионального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.7. Задачи конкурса

 

2.8 Порядок проведения конкурса профессионального мастерства

  1. Конкурс профессионального мастерства проводится в группе ежегодно.
  2. Конкурс профессионального мастерства среди учащихся группы 
    проводится на основании решения методического объединения, утвержденном зам. директора по УПР.
  3. Для подготовки и проведения конкурсов создаются организационные 
    комитеты, жюри. В их состав входят - специалисты, передовики производства – наставники  молодежи.
  4. Подготовку и проведение конкурса профессионального мастерства 
    осуществляет мастер производственного обучения группы совместно с 
    председателем методического объединения и методистом.

Мастера и преподаватели  обеспечивают:

  • разработку практических и теоретических заданий;
  • определение порядка подведения итогов и выявления победителей;
  • подготовку помещений, рабочих мест, оборудования, инструмента, 
    сырья, материалов, контрольно-измерительной и организационной техники;
  • подбор и инструктаж технических контролеров и инспекторов по технике безопасности;
  • организацию показа работы победителей конкурсов;
  • оценку, отбор, обобщение передовых приемов и методов труда, выявленных в ходе конкурса.

Теоретические знания проверяются  путем устного или письменного  опроса. Руководитель и жюри конкурса актуализируют знания участников с помощью билетов [5, с, 62], Также целесообразно применять программированные задания и автоматизированные средства контроля.

Теоретическая подготовка участников конкурсов оценивается по пяти бальной  системе. Учащиеся показавшие неудовлетворительные знания от участия в конкурсе отстраняются.

 

2.9 Разработка учебно-производственных заданий

1. Задания для участников конкурса профессионального мастерства разрабатываются мастером производственного обучения на методическом объединении

  •   I полугодие - токарные работы;
  1. Практические задания составляются таким образом, чтобы 
    обеспечивать ровные возможности выполнения их всеми участниками конкурса и способствовать полному проявлению каждым из них рабочего мастерства.
  1. Требования к заданиям:
  • определение точной формулировки цели задания по теоретической 
    подготовке в соответствии с учебной программой;
  • определение четкого содержания учебно-производственных работ, 
    которые должны выполнять учащиеся;
  • учет особенностей технологического процесса при выполнении 
    задания;
  • соблюдение технических требований,   мероприятий   по технике 
    безопасности;
  • установление норм времени на выполнение работ;
  • обеспечение учащихся   необходимой   учебной   и   технической 
    документацией.

4. При изготовлении деталей участниками конкурса необходимо:

  • правильно планировать технологический процесс;
  • соблюдать технологические режимы обработки;
  • пройти инструктаж и   применять в   процессе производственной 
    работы правила техники безопасности;
  • применять передовые методы труда и рациональные приемы;
  • соблюдать размеры деталей, качество с учетом шероховатостей;
  • соблюдать технические требования чертежей.

Рабочее место должно быть чистым. Необходимо наличие инструмента, приспособлений, заготовок. Оборудование, инструменты для проведения конкурсов  должны быть однотипные или равной производительности  (мощности, скорости), новыми и наиболее распространенными, предварительно отрегулированными, обеспечивающими безопасное ведение работ.

Организация рабочего места  должна обеспечивать возможно меньшие

затраты времени, количество движений и усилий на выполняемую  работу,

наименьшую утомляемость и высокую работоспособность  участника, а также

безопасность работы и  экономное использование производственных мощностей [4, с. 15].

 

 

 

2.10   Организация  конкурса профессионального мастерства

Эффективность соревнования в группе учащихся во многом зависит  от его организации, которая предполагает конкретность индивидуальных и групповых  заданий с указанием времени  на выполнение каждого задания, постоянный контроль за выполнением с конкретным отражением достигнутых результатов, составление достигнутых результатов  с намеченными.

  1. Время и место проведения конкурса определяется заранее и 
    сообщается учащимся за месяц до проведения.
  1. Участники конкурсов должны быть заранее ознакомлены с условиями проведения конкурсов, оборудованием, инструментом, материалами примерными параметрами предлагаемых к изготовлению изделий, характером и объемом выполняемых, работ, различными требованиями, принципами определения победителей, мерами поощрения.
  1. На конкурс приглашаются:
  • мастера групп данной профессии,
  • классный руководитель,
  • методист,
  • психолог,
  • преподаватель спец.технологии,
  • жюри конкурса.

4. Подготовка   конкурса   профессионального    мастерства    включает 
систему организационно-педагогических мероприятий:

Рисунок  2.10. Система мероприятий  подготовки конкурса

  1. Перед началом конкурса учащихся торжественно представляют и

выдают задания.

  1. До   начала   выполнения   практического   задания   участникам предоставляется   определенное   время   для   изучения   задания,   подготовки рабочего места, оборудования, инструмента, заточки режущего инструмент под контролем ведущего и жюри. Не допускается использование участниками личного инструмента и приспособлений.

7.  Приглашенные работники не имеют право вносить коррективы вовремя выполнения работ.

8.  В целях объективности подведения итогов конкурсов их организаторы проводят     распределение     рабочих     мест     между     участниками     по результатам жеребьевки или лотереи, и представляют работы для контроля под шифром.   Участники   конкурсов   носят  стартовые   номера  до   окончания мероприятия.

  1. Итоги конкурса подводит комиссия, члены которой выбираются на 
    заседании методического объединения и утверждаются.
  2. Оценки учащимся и распределение мест производится при участии 
    всех членов комиссии, затем заполняется протокол.
  3. При несоблюдении условий конкурсов или нарушении безопасных 
    условий работы их участники отстраняются от дальнейшего в нем участия [8, с.10].

 

2. 11 Определение и поощрение победителей конкурса

Звание «Лучший по профессии» присваивается учащимся, которых  характеризует примерная трудовая дисциплина и культура поведения, отличное качество выпускаемой продукции, высокая  производительность труда, образцовая организация рабочего места, отличные и хорошие оценки по специальным  и основным общетехническим предметам. Все эти показатели отражаются в  Положении о проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший  по профессии» и входят в критерии оценивания (см. Приложение 1).

  1. Перед началом конкурса проводится инструктирование по правилам техники   безопасности   и   безопасности   выполнения   работ   и   заполняется контрольный лист инструктажа (см. Приложение 2).
  2. Проверяется уровень теоретической подготовки (перечень вопросов, билеты, рефераты, представленные работы, доклады).

3. Во время выполнения учебно-производственных работ члены комиссии контролируют:

  • правильность выполнения трудовых приемов;
  • технологию ведения работ;
  • технологическую грамотность учащихся;
  • применение     рациональных     методов    труда,     приспособлений, 
    передовых методов;
  • рациональное использование рабочего места;
  • соблюдение правил техники безопасности.

4. Победителей определяют по лучшему выполнению конкурсных заданий.

При подведении итогов конкурса необходимо иметь в виду несколько  правил:

  • при подведении итогов необходимо учитывать и   сравнивать не 
    только количественные, но и качественные показатели;
  • обсуждение общих результатов конкурса и определение победителей 
    должно носить коллективный характер;
  • нужно не только выявить победителей, но и четко показать какими 
    путями они добились высоких результатов.

Оценочными критериями для  определения победителей являются:

  • производительность труда и качество выполнения работ;
  • уровень теоретической подготовки;
  • применение рациональных приемов и передовых методов труда;
  • выполнение ученических норм времени и выработки;
  • степень самостоятельности при выполнении работ;
  • рациональное использование рабочего места и организации труда;
  • соблюдение требований техники безопасности.

Для оценивания выполнения заданий конкурса учащимися используются экспертные листы, которые выдаются членам комиссии конкурса профессионального  мастерства (см. Приложение 3), а также  листы самооценки, выдаваемые учащимся (см. Приложение 4), где они могут  произвести самооценку выполнения заданий. При подведении итогов конкурса проводится коллективное обсуждение достигнутых  результатов с участием членов комиссии и учащихся, где можно сравнить оценку выполнения работ учащимся членами  комиссии и самооценку учащегося  и выявить уровень притязаний учащегося, а также объективность  самооценки. Итоги конкурса заносятся  в Протокол конкурса профессионального  мастерства «Лучший по профессии» (см. Приложение 5).

5. По результатам конкурса мастерства комиссия совместно с мастером производственного обучения заполняет аналитическую справку по результатам конкурса   профмастерства   (см.   Приложение   6)   и   пишут   представление директору о поощрении учащихся, занявших призовые места.

Информация о работе Разработка сценария конкурса профессионального мастерства по профессии «Машинист крана»