Разработка урока по теме: Зрение. Профилактика нарушений зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Тема: Зрение. Профилактика зрения у детей.
Цель: Дать полное представление детям о строении глаза, объяснить значение зрения и рассказать о методах сохранения зрения.

Файлы: 1 файл

урок по зрению.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МОУ Большесосновская средняя школа. 
 
 
 
 
 
 
 

       Разработка урока  по теме:

                                      ЗРЕНИЕ.

ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Н.В.Васёва уч.нач.кл.

Проверила:

Учитель валеологии

Долганова В.П. 
 
 

                            

           Большая Соснова 2009г

Конспект  урока

Тема: Зрение. Профилактика зрения у детей.

Цель: Дать полное представление детям о строении глаза, объяснить значение зрения и рассказать о методах сохранения зрения.

Оборудование: таблицы, памятки, плакаты.

Ход урока

  1. Знакомство. (Дети называют своё имя и показывают, какое у них настроение)
  2. Изучение нового материала.
    • Тренинг
    • Значение зрения
    • Зрение и движение
    • Строение глаза
    • Заболевания органа зрения. Дефекты глаз, способы  их устранения.
    • Цветовое зрение
    • Проверка остроты зрения
    • Профилактика нарушения зрения

      =Чтение. Правила  чтения.

      =Телевизоры  и мониторы.

      =Пальминг.

      =Правильное  дыхание.

      =Зрение  и спорт.

      =Освещение..

    • Правильное питание для сохранения зрения. Витамины.
    • Практическая работа: разучивание упражнений для профилактики зрительного утомления.
  1. Закрепление:
    • Игра с предметами. (На столе находится несколько предметов. Один ребёнок подходит к столу, запоминает, как расположены предметы, отворачивается. Я в это время, меняю их местами. Ребёнок поворачивается и должен расставить предметы так, как они стояли.
 
  1. Подведение  итогов урока.

    Вручение классу комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Выражение  благодарности ребятам за хорошую  и активную работу на уроке. Обсуждение урока.

Вывод: на уроке я дала детям полное представление  о строении глаза, объяснила значение зрения, провела его профилактику. Думаю, этот урок запомнится им надолго, нарушение зрения - это очень актуальная проблема нашего общества! Каждый из нас с раннего возраста должен заботится о своём зрении. Хорошее зрение – одна из составляющих нашего здоровья. А здоровье- самое дорогое, что есть у человека в жизни!

. Тренинг

     У  каждого человека есть ведущий  главный глаз. Давайте, определим,  какой глаз у вас главный  вместе со мной. Подмигните мне одним глазом. Каким вам смотреть удобнее? Сделайте подзорную трубу вот так, каким вам глазом удобнее в неё смотреть? Вот это и будет ваш ведущий глаз.

Значение  зрения. 

      Живое существо не имеет более верного  и надежного помощника, чем глаз. Видеть - значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но сравнительно грубее и слабее. Наши слова “поживем-увидим” равносильны тому, что видимость-достоверность. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: зрение - есть явление невидимого. Невидимый мир становится реальностью, явлением посредством зрения.

      Задачи  идеального глаза ясны. От каждой точки  предмета должно получиться свое, отдельное  ощущение. Важна пространственная правильность передачи, мозг должен получить верные сведения о форме, размерах и расстоянии.

      Но  как мог возникнуть вспомогательный  орган, решающий оптические трудности, как на зрение влияют природные, экологический  факторы - все эти и ряд других вопросов я попы.  Без зрения жить сложно, оно приносит нам 90% инф-ии об окружающем нас мире. Наше зрение поистине величайший божий дар, без которого очень сложно жить. С его помощью мы видим восход и закат Солнца, траву, друзей, можем смотреть кино и читать книги. 
 
 

    ЗРЕНИЕ  И ДВИЖЕНИЕ. 

    Зрение и  движение неразрывны. Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно  отражается на функциональных свойствах  зрительного аппарата. Яркий пример этого-близорукость (миопия),которая  формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

    Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на  “передний край” восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т.п. жизнь человека на пороге ХХI века немыслима, Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только смотреть, но и видеть.

    В эпоху научно-технической  революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И впервую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

Строение  глаза. 

Глаза  расположены  во впадинах черепа, называемых глазницами; глаз укреплен здесь при помощи четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Глазное яблоко человека имеет диаметр около 24 мм и весит 6-8г. Большую часть глаза составляют вспомогательные структуры, назначение которых в том, чтобы проецировать поле зрения на сетчатку- слой фоторецепторных клеток, выстилающих глазное яблоко изнутри.

     Стенка  глаза состоит из трех концентрических  слоев: 1) склеры (белковой оболочки) и  роговицы; 2) сосудистой оболочки, ресничного тела, хрусталика и радужки; 3) сетчатки. Форма глаза поддерживается за счет гидростатического давления (25 мм рт.ст.) водянистой влаги и стекловидного тела. Схема строения человеческого глаза приведена на рисунке. Ниже дается краткое перечисление различных его частей и выполняемых ими функции. 

     Склера - самая наружная оболочка глаза. Это очень плотная капсула, содержащая коллагеновые волокна; защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.    

     Роговица  - прозрачная передняя сторона склеры. Благодаря искривленной поверхности действует как главная светопреломляющая структура.

     Конъюктива – тонкий прозрачный слой клеток, защищающий роговицу и переходящий в эпителий век. Конъюктива не заходит на участок роговицы, прикрывающей радужку.

     Веко – защищает роговицу от механического и химического повреждения, а сетчатку – от слишком яркого света.

     Сосудистая  оболочка – средняя оболочка; пронизана сосудами, снабжающими кровью сетчатку, и покрыта пигментными клетками, препятствующими отражению света от внутренних поверхностей глаза.

     Ресничное (цилиарное) тело – место соединения склеры и роговицы. Состоит из эпитеальных клеток кровеносных сосудов и цилиарной мышцы.

     Цилиарная мышца – кольцо, состоящее из гладких мышечных волокон, кольцевых и радиальных, которые изменяют форму хрусталика при аккомодации.

     Цилиарная (циннова связка) – прикрепляет хрусталик к цилиарному телу.

     Хрусталик – прозрачное эластичное двояковыпуклое образование. Обеспечивает тонкую фокусировку лучей света на сетчатке и разделяет камеры, заполненные водянистой влагой и стекловидным телом.

     Водянистая влага – прозрачная жидкость, представляющая раствор солей. Секретируется цилиарным телом и переходит из глаза в кровь через шлеммов канал.

     Радужка – кольцевая мышеченая диафрагма, содержит пигмент, определяющий цвет глаз. Разделяет пространство, заполненное водянистой влагой на переднюю и заднюю камеры и регулирует количество света, проникающего в глаз.

     Зрачок – отверстие в радужке, через которое свет проходит внутрь глаза.

     Стекловидное  тело – прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.  

     Сетчатка – внутренняя оболочка, содержащая фоторецепторные клетки (палочки и колбочки), а также тела и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв.

     Центральная ямка – наиболее чувствительный участок сетчатки, содержащий только колбочки. В этом участке наиболее точно фокусируются лучи света.

     Зрительный  нерв – пучок нервных волокон, проводящих импульсы от сетчатки в мозг.

     Слепое  пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв; оно не содержит ни палочек, ни колбочек и потому не обладает светочувствительностью.

(См. приложение) 

    Природа создала  глаз шарообразным, поэтому он может  легко вращаться: в вертикальной, горизонтальной и оптической оси  глаза. Вокруг глаза расположены  три пары глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз. Они, пожалуй, являются самыми быстрыми мышцами человека. Осматривая предмет, глаз совершает до120 скачков в минуту. Помимо таких скачков глаз совершает постоянно небольшие быстрые колебания ( до 120 в секунду ). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания. 

Заболевания органа зрения. Дефекты  глаз, способы  их устранения.

При ухудшении  зрения чаще всего нарушается работа хрусталика: он теряет свою эластичность и частично способность изменять свою кривизну. Если хрусталик имеет слишком выпуклую форму по сравнению с хрусталиком нормального глаза, то глаз плохо видит далекие предметы, наступает близорукость. Если же хрусталик становится слишком плоским по сравнению с хрусталиком нормального глаза, то человек нечетко видит близкие предметы. Это признак дальнозоркости.

Другим распространенным глазным заболеванием является астигматизм, при котором нарушается форма  роговой оболочки, ее кривизна становится в разных направлениях различной: человек четко видит, например, горизонтальные линии и расплывчато вертикальные или наоборот. Лечат астигматизм с помощью очков с цилиндрическими стеклами.

      При наличии астигматизма линии одной  пары лежащих друг напротив друга квадратов будут казаться более черными, чем линии другой пары( если их рассматривать одним глазом). При повороте рисунка на 90 градусов более четкой будет казаться другая пара квадратов.

      При некоторых заболеваниях сетчатки для  увеличения остроты зрения используют очки, которые дают на сетчатке увеличенные изображения. Такие очки называются телескопическими.

      Вместо  очков иногда используют контактные очковые линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они надеваются под веко непосредственно на глазное яблоко. Они не требуют никакой оправы, не запотевают и невидимы для постороннего глаза, однако, и у них есть недостатки.

      Существуют  также растровые – дырчатые очки, состоящие из сетки с металлическими отверстиями. Они служат для увеличения резкости при наблюдении отдельных предметов.

      В некоторых случаях используются очки с цветными стеклами, позволяющие  обнаруживать замаскированные предметы, и с дымчатыми стеклами, предохраняющие глаза от яркого слепящего света  при электросварке и др.

Информация о работе Разработка урока по теме: Зрение. Профилактика нарушений зрения у детей