Разработка урока по теме: Зрение. Профилактика нарушений зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Тема: Зрение. Профилактика зрения у детей.
Цель: Дать полное представление детям о строении глаза, объяснить значение зрения и рассказать о методах сохранения зрения.

Файлы: 1 файл

урок по зрению.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенное заболевание глаз – это близорукость.

     Первым  о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV веке до нашей эры. Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен «миопс», что по-гречески значит «щуриться». Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин «миопия».

Близорукость (миопия) — нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо — предметы, удаленные от него. Встречается близорукость чрезвычайно часто: по статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Развитию  близорукости способствуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерная  нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;
  • ослабление  или перенапряжение глазных мышц;
  • родовые травмы и травмы головного мозга.

Диагностика и лечение

Диагноз близорукости устанавливает врач-окулист после проверки остроты зрения с помощью специальных таблиц. Проводится также осмотр глазного дна специальным зеркалом. Перед этой процедурой пациенту обычно закапывают в глаза лекарство, расширяющее зрачок. В современных клиниках для исследования глазного дна используют ультразвук.

При близорукости необходимо регулярно посещать окулиста, поскольку корректирующие линзы и очки нужно периодически менять. В случае необходимости врач может назначить медикаментозное или хирургическое лечение.

На сегодняшний день существует три способа коррекции близорукости: очки, контактные линзы и хирургические операции, из которых самые прогрессивные — лазерные.

Очки и контактные линзы от близорукости не избавят, зато помогут человеку лучше видеть и замедлят развитие болезни. Не надейтесь, что в очках у вас появится орлиная зоркость. Поскольку корректирующие линзы не должны мешать тренироваться мышцам глаза, очки подбирают так, чтобы человек мог в них видеть (максимум) восьмую строчку в таблице. Очки и контактные линзы подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний глаз, и назначают для постоянного либо временного ношения.

Хирургическое лечение — практически единственный способ полностью восстановить зрение при близорукости, остановить прогрессирующее удлинение глазного яблока и предотвратить развитие осложнений. При тяжелой прогрессирующей близорукости врач может дополнительно назначить курс витаминов и препаратов, улучшающие питание сетчатки глаза.

Цветовое  зрение.

В видимой части  спектра человеческий глаз поглощает  свет всех длин волны, воспринимая их в виде шести цветов, каждый из которых соответствует определенному участку спектра.

Таб.2

Цвета видимого спектра  и приблизительно соответствующие  им длины волн. 
 

                     Цвет

         Длина волны, нм
Красный Более 620
Оранжевый 590-620
Желтый 570-590
Зеленый 500-570
Синий 440-500
Фиолетовый Менее 440
 

Существует три  вида колбочек – “красные”, “зеленые”, “синие”, которые содержат разные пигменты и, по данным электрофизиологических исследований, поглощают свет с различной длиной волны.

Цветовое зрение объясняют с позиций трехкомпонентной теории, согласно которой ощущения различных цветов и оттенков определяются степенью раздражения каждого типа колбочек светом, отражаемым от объекта. Так, например, одинаковая стимуляция всех колбочек вызывает ощущение белого цвета. Первичное различение цветов осуществляется в сетчатке, но окончательный цвет, который будет воспринят, определяется интегративными функциями мозга. Эффект смешения цветов лежит в основе цветного телевидения, фотографии, живописи.

Профилактика  нарушения зрения

Очень важно  вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у окулиста, а при наличии близорукости — правильно и своевременно ее лечить. Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

ЧТЕНИЕ

    Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки ( фиксации ). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

    При усталости  появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

    Навык низко  склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуютпри чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

    При чтении лежа тружно обеспечить правильное освещение  и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

Правила чтения

  • Нельзя читать лежа.
  • Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
  • Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  • Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
  • Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти м.  Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.
  • Необходимо варьировать расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.
  • Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой.

    Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется  выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ

    Сегодня эти  изобретения получают все большее  распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд  негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил, что пагубно отражается на их здоровье и производительности. Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которого используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

  1. Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они неимении напряжены.
  2. Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.
  3. Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

    ПАЛЬМИНГ

    Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук  в центре лба, то ладони плотно закроят  глаза, что позволит глазам быстрее  отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник света.

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие  пальцы должны лежать на височной области.

    ДЫХАНИЕ

    Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко  задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная  циркуляция крови с кислородом. Поэтому  рекомендуется использовать технику  “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

    ЗРЕНИЕ  И СПОРТ

    Близоруким  людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт  может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

Освещение. 

     Освещение - имеет важное гигиеническое значение. Хорошее освещение создает благоприятные  условия для жизни и деятельности человека. Свет играет важную роль в  хорошем самочувствии. Недостаточное освещение снижает работоспособность и производительность труда, утомляет глаза, способствует развитию близорукости.

     Освещение бывает естественное, искусственное  и смешанное. Естественное освещение  обуславливается прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в зависимости от географического положения широты места, высоты стояния солнца, степени облачности и прозрачности атмосферы. В России установлены нормы естественного освещения помещений в зависимости от назначения зданий. Наиболее благоприятное освещение жилища в нашей стране достигается при ориентации зданий на южную половину горизонта, расположением их друг гот друга на расстоянии не менее высоты противостоящего здания. В солнечные дни на рабочих столах и классных досках создаются блики, что вызывает слепимость у учащихся. Для защиты от прямых солнечных лучей лучше всего применять регулируемые жалюзи (деревянные, металлические, пластмассовые). Можно использовать раздвижные занавески светлых тонов, убирая их в простенки в дождливую, пасмурную погоду.

      Искусственное освещение. В качестве искусственного освещения применяются лампы  накаливания и газозарядные люминисцентные лампы. Как уже говорилось выше, освещение  люминисцентными лампами очень  вредно, оно нередко вызывает головные боли, перенапряжение зрения, покраснение глаз и преждевременное утомление.

      Обычно  используется два вида искусственного освещения:

  1. Общее- при котором свет распространяется по всей комнате равномерно;
  2. Комбинированное- создаваемое лампами общего и местного значения одновременно, которое в гигееническом отношении наиболее целесообразно

   Основные  гигиенические требования к искусственному освещению предусматривают достаточность  и равномерность освещения, отсутствие резких теней и бликов на рабочих  поверхностях. Учебные занятия часто проводят при искусственном освещении не только во вторую смену, но и в первую( утренние часы в осенне-зимний период). В пасмурные дни, в ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности необходимо правильное сочетание естественно и искусственного освещения.

   Смешанное освещение включает искусственный (электрический) свет в дополнение к  дневному. В необходимых случаях  оно вполне целесообразно, представление  о его вредности необоснованно. 
 
 

Витамины.

Витамин А.

Проблема дефицита витамина А остро стоит во всем мире. Производится лечение витамином  А. Так, в Индии детям в возрасте 1—5 лет раз в полгода дают по 60 миллиграммов витамина А (200 000 МЕ, или 40 взрослых  норм сразу!). Среди детей, получивших две дозы, заболеваемость глаз сократилась на 75%.  
Уменьшают запасы витамина А алкоголь, канцерогены, висмут; сильное уменьшение в диете белка (с 18 до 3 процентов) уменьшает отложение этого витамина в печени более чем в 2 раза.  
Разрушает его кислород воздуха, кислоты, ультрафиолетовые лучи. Прогоркание жиров ведет к разрушению витамина А.  
При тепловой обработке витамин А значительно разрушается.

Информация о работе Разработка урока по теме: Зрение. Профилактика нарушений зрения у детей