Развитие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму

Файлы: 1 файл

Реферат по педагогике.docx

— 24.88 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Развитие человека – очень  сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые  свойственны человеку, как всякому  живому и растущему организму

Педагогическая наука  в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые  отразили как становление научного знания в области социальных и  естественных наук, так и политические приоритеты.

Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического.

С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены  были поставить вопрос о том, что  без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную»  науку. Невозможно было игнорировать известных  фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.

Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.

1. Основные факторы,  влияющие на развитие человека

 

Развитие человека — это  процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних  и внутренних, управляемых и неуправляемых  факторов. Развитие представляет собой  процесс физического, умственного  и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного  созревания, по существу, означает превращение  ребенка, биологического индивида, обладающего  задатками человека как представителя  биологического рода, в человека как  личность, члена человеческого общества.

Развитие человека не может  быть сведено лишь к количественному  изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.

Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек  вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его  жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также  способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между  возникающими под влиянием объективных  факторов потребностями человека, начиная  от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями  их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов  происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его  развития, его общественную сущность.

Зеньковский предлагал следующую  схему факторов развития личности:

1. Наследственность:

а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);

б) социальная (соборность);

в) духовная, его «крест».

2. Среда :

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая среда.

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).  

 

2. Понятие о  наследственности и ее роль  в развитии личности человека

Наследственность определяют как совокупность природных свойств  организма, передаваемых от поколения  к поколению, или как «свойство  живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых  организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни  человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом  мире. С момента рождения ребенок  наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся:

·   пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

·   оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

·   ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой  связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической  эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в  современных людей:

·   развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),

·   предрасположенность к целенаправленному труду,

·   развитие мыслительных способностей человека,

·   осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует  передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

·   физический облик,

·   цвет волос,

·   физические данные;

·   группу крови и резус-фактор,

·   задатки способностей;

·   программирует также свойства нервной системы,

·   свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными  и внешне и внутренне. Под наследственностью  понимается передача от родителей к  детям определенных качеств и  особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей  к детям передаются особенности  телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности  нервной системы, на основе которых  развивается определенный тип нервной  деятельности.

 Наследственность предполагает  также формирование определенных  способностей к какой-либо области  деятельности на основе природных  задатков ребенка. Согласно данным  физиологии и психологии, врожденными  у человека являются не готовые  способности, а лишь потенциальные  возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие  способностей ребенка во многом  зависит от условий его жизни,  образования и воспитания. Яркое  проявление способностей принято  называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными  структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную  развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

·   умственные способности,

·   тонкость и точность ручных движений,

·   развитая память,

·   совершенная речь и ряд других.

Специальные способности  раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических  видах деятельности, для осуществления  которых необходимы задатки особого  рода и их развитие. К ним можно  отнести:

·   математические,

·   музыкальные,

·   лингвистические,

·   литературные,

·   художественно-творческие,

·   технические,

·   спортивные,

·   организаторские,

·   экономические и др.

Общие и специальные способности  могут гармонизировать между  собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .

Значительный теоретический  интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному  виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное  положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек  наделен от природы Так, К. Маркс  писал: «Человек является непосредственно  природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...» . Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных  сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление  в ряде поколений людей, одаренных  в определенной области, объясняется  во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что  в этих семьях дети воспитывались  в атмосфере интереса к определенному  виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки  характеризуют лишь самые общие  области деятельности. Они не ориентированы  на какой-то определенный вид труда  или творчества, которые всегда конкретно- исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в  структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Признавая возможное биологическое  неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении  различий и приспособлений к ним  обучения, а на создании равных условий  для развития имеющихся у каждого  задатков и способностей. Современная  система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство  условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает  дифференцированного подхода к  учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических  свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической  точки зрения — очень сложный  процесс. Различные его органы и  системы на разных этапах возрастного  созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и не скоректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и  психология утверждают, что все психические  качества личности приобретаются в  процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с  окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных  ценностей и представлений о  формах поведения и отношения  к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.

Информация о работе Развитие человека