Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:07, контрольная работа
процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами – как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе.
1.Введение................................................................................2
2. Биологическое социальное развитии……………………………….……3-7
3. Движущие силы развития личности…………………………………….…8-9
4. Факторы, влияющие на формирование личности……………..10-16
5.Заключение………………………………………………………………………………17
6.Библиография
Оглавление
1.Введение....................
2. Биологическое социальное развитии……………………………….……3-7
3. Движущие силы развития личности…………………………………….…8-9
4. Факторы, влияющие на формирование личности……………..10-16
5.Заключение………………………………………………
6.Библиография
Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон.
Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования и ее в педагогике и в частности, при освещении ее основного предмета, которой касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Есть два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический- это подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами; социологический- этот подход предлагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Однако личность- это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Биологическое и социальное
в развитии человека и формировании его личности.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. До рассмотрения условий обратимся к базовым понятиям темы.
Человек –
это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и
социального, наследственного и приобретенного.
Согласно общефилософскому представлению
К.Маркса «… человек есть совокупность
всех общественных отношений» Поэтому
понятие человек
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя видов homo sapiens. В понятии индивид отражается по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, целостность субъекта; 2) наличие у него особых свойств, которые отличают его от представителей того же вида. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Личность - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов (мотив - причина действий, поступков человека).
Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
В научном,
зауженном (по сравнению с житейским) понятием
«личность» вычленены такие важные аспекты
бытия человека, как характер его общественной
жизни, благодаря которому человек обретает
новые (личностные) качества. От качества
и масштаба тех ценностей, которые усваивает
человек и к которым он приобщается, зависит
качество и масштаб его личности. «Личность
тем значительнее, - пишет С.Л.Рубинштейн,
- чем больше в индивидуальном преломлении
в ней представлено всеобще. Понятие индивидуальность
Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от зачатия до смерти индивида).
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, измерения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное – термин формирование.
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.
Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:
- человек – сугубо природное существо;
- духовные
свойства личности имеют
- развитие
и поведение определяется
- воспитание
способно лишь ускорить или
затормозить процесс
Представители социологической концепции считают:
- человек
рождается как существо
- среда
является определяющим
- воспитание
призвано корректировать
- чем
ниже по уровню развития
Представители биосоциальной концепции считают:
- человек – существо и биологическое и социальное;
- психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др. имеют биологическую природу);
- направленность,
интересы, способности личности
формируются как явления
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная вежливость – граничить с подхалимством, а непоседливость – свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.
В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация личности. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в общество, приспособление (адаптация) к социальной среде.
Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.
Движущие силы и основные закономерности развития личности.
Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.
Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека. Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.
Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. К числу основных относятся следующие закономерности:
развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;
развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;