Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:50, реферат

Описание работы

Задачи работы:
— дать понятие о фонематическом слухе;
— раскрыть особенности фонетического восприятия речи;
— изучить особенности использования специальных упражнений для формирования фонематического слуха;
— выявить эффективные способы использования упражнений для формирования фонематического слуха.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ» 5
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 8
4. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА……13
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

фонематический слух.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в оном и том же слове (сейчас» и через минуту это же слово звучит «сейцас» или «жук зуззит», «петушок золотой гребесок»). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - тут же ребенок говорит «часы».

Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков[ ш, ж] и звука[р]. Ребенок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад), «рампа» (лампа), «жонтик» (зонтик), «шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребенок, почти как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука. если вместо р он произносил л, то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна («горубой», «рошадь»).

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью.[13, 28]

К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р]. У некоторых отмечаются искаженное произнесение звуков [с], [з] (при высунутом между зубами кончике языка), звука [р] ( не за счет колебания кончика зуба, а в результате дрожания мягкого нёба или язычка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед [23].

Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму.

 

 

 

 

  1. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).

Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква — это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.

Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык — сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей — они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо ”дом” - ”том”), звук ”р” - на ”л” и обратно (вместо ”три” - ”тли”, вместо ”корова” - ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” - ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” - ”ждорово”, вместо ”здесь” = ”ждесь”) и др.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

В детском саду для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах.

Вот, например, одна из игр.

Называется она ”Расколдуй слово”.

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук ”м”, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук ”м” (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук ”с”, а буква ”бэ” в словах звучит как звук ”б” и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

Также игры можно использовать и для развития слухового внимания, и для правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие [11].

1. «Ушки  - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто  сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто  стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где  звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая  игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами). 
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук). 
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами). 
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь). 
Гремит гром (барабанить кулаками по столу). 
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш). 
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину). 
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай  и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж

Жук жужжит в железной банке – 
Жук не хочет жить в жестянке. 
Жизнь жука в плену горька. 
Жалко бедного жука. 
З

– Заяц, заяц, 
Чем ты занят? 
– Кочерыжку 
Разгрызаю. 
– А чему ты, заяц рад? 
– Рад, что зубы не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Взрослый читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами, 
Сапоги со шторами. 
Кот плывёт по океану, 
Кит из блюдца ест сметану. 
Божья коробка, полети на небо, 
Принеси нам хлеба.

8. Тихо  – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови  одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови  первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится  игра «Назови последний звук  в слове».)

3. Отвечай  – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)

Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

Информация о работе Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста