Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:50, реферат

Описание работы

Задачи работы:
— дать понятие о фонематическом слухе;
— раскрыть особенности фонетического восприятия речи;
— изучить особенности использования специальных упражнений для формирования фонематического слуха;
— выявить эффективные способы использования упражнений для формирования фонематического слуха.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ» 5
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 8
4. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА……13
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

фонематический слух.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

4. Исправь  Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор. 
Колова даёт вкусное молоко. 
Рошадь жуёт сочную траву. 
Кочка ловит мышку. 
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

Какой первый (последний) звук в слове собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

Сколько слогов в слове кошка (корова)?

Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Взрослый читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке 
Ой, смотрите, паутинки. 
Это хитрый паучок 
Свой развесил гамачок. 
И позвал наш паучок 
Всех друзей на гамачок 
Приходили к паучку 
Мотыльки, кузнечики, 
Пчёлки и шмели, 
Бабочки-красавицы, 
Мухи и жуки. 
Наигрались, насмеялись, 
А потом все разбежались. 
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..

Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?

Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?

Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай  слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай  слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

Эти игры в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития фонематического слуха у детей, показали, что в настоящее время проблема развития фонематического слуха, привлекает внимание многих специалистов.

Для детей – дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе воспитателя. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при обучении дошкольников. Посредством применения различных игр и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.

Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в формировании фонематического слуха посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игр и игровых приемов. Ведь включение различных видов игр и игровых приемов, игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Использование предложенных  нами серии игр и упражнений в работе может дать эффективные результаты  по формированию фонематического слуха у средних дошкольников.

Мы полагаем, что информация из данной работа по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста, поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пос. М.: Изд. Центр Академия, 1998. 448 с.
  3. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. № 9. С. 4-5.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. М.: Просвещение, 1999. 160с.
  5. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Профессиональное образование, 1984. 202 с.
  6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221с.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966.
  8. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: 1969. 148с.
  9. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. 271с.
  10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 112с.
  11. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963.
  12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. М.: 1989. 280с.
  13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002. 190 с.
  14. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: 1983. 240с.
  15. Максаков Л.И. Учить, играя. М.: Просвещение, 1978.
  16. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1985. 120с.
  17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.
  18. Сохин Ф.А.Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Просвещение, 1978. С 50-56.
  19. Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М.: 1970. 218с.
  20. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. 344с.
  21. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. 96с.
  22. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 206с.
  23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Академия, 2001. 240с.
  25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. 240с.
  26. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. 64с.
  27. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
  28. Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. М.: 1991.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста