Развитие фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема данной темы заключается в том, что в настоящее время не у всех детей фонематический слух формируется своевременно, а это влияет на дальнейшее формирование речи и звукопроизношение ребенка, а так же на его последующее обучение в школе. Отсюда следует, что воспитателю детского сада необходимо знать особенности формирования фонематического слуха и при необходимости проводить коррекционную работу.

Файлы: 1 файл

моя курсовая!.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

        

1.3 Проявления фонематического недоразвития у детей дошкольного               возраста.

Дети с нарушенным слухом и восприятием не могут  правильно научиться произносить  звуки. Очень часто такое нарушение  приводит к дисграфии, поэтому воспитателю детского сада необходимо хорошо знать проявления недоразвития фонематического слуха у детей и своевременно проводить коррекционную работу.

Какие же особенности речи имеются у детей с нарушенным фонематическим слухом?

1. отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.

Сложные по артикуляции  звуки заменяются простыми по артикуляции, вместо звонких - глухие и т.д. отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме.

2. замены групп звуков диффузной артикуляцией.

Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчетливый звук. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения.

3. нестойкое употребление звуков в речи.

Иногда ребенок одно и тоже слово в разном контексте  или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой искажаются.

4. искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Ребенок может искаженно  произносить 2 -4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать  большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения.

Для того, чтобы воспитатель  своевременно наметил коррекционную  работу и выявил какие же звуки  не различает или не произносит в  своей речи ребенок проводится обследование фонематического восприятия. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са - ша, за - жа, са - за  и т.д.), звонких и глухих (да – та,  па – ба и т.д.), сонорных (ра – ла, ри – ли и т.д.), мягких и твердых (са – ся, ла – ля и т.д.). С этой целью воспитатель предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са – ша, ша – са, ач – ащ, са – ца, ра – ла, ша – жа и т.д.

Если ребенок неправильно  произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое- либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые воспитателем слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук – сук, том – дом – ком, дом – сом, мишка –миска, коза –коса, лужа –лыжи, день –тень –пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребёнку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов(«Что такое лужа и что такое лыжи?») и др.

Можно также предложить ребёнку повторять за воспитателем сходные слова, например: Маша –  Даша –каша; Паша – наша –ваша; тень – день, день –пень; бак –лак –мак –так –рак; жук –лук –сук –тук ит.п. Этот приём позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

В результате такого всестороннего  обследования удается получить все  необходимые данные, позволяющие  сделать заключения о уровне развития у ребенка фонематического слуха и восприятия.

Таким образом, зная особенности  проявления фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста воспитатель с помощью обследования и наблюдения может своевременно наметить пути коррекционной работы с такими детьми или направить их на специальные занятия к логопеду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методика формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Развитие фонематического  восприятия осуществляется с самых  первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале  неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий  проводится работа по развитию слухового  внимания и слуховой памяти, что  позволяет добиваться наиболее эффективных  и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятии ребёнок  должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности  дифференцировать фонемы можно условно  разделить на шесть этапов:

1 –узнавание неречевых  звуков.

2 –различение высоты, силы, тембра голоса на материале  одинаковых звуков, сочетаний слов  и фраз.

3 –различение слов, близких  по звуковому составу.

4 –дифференциация слогов.

5 –дифференциация фонем.

6 –развитие навыков  элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее  на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей  на каждом из указанных этапов логопедического  воздействия.

1 этап.

На этом этапе в  процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность  узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях воспитатель  предлагает детям послушать звуки  за окном: что шумит (деревья); кто кричит (мальчик); кто разговаривает (люди) и т.д.

Затем детям дается задание  внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни  и т.д.

Далее проводятся игры. Вот  описания нескольких игр.

1.воспитатель назначает  водящего и предлагает ему  плотно закрыть глаза или повернуться  к нему спиной. Потом прячет  какую – нибудь игрушку (в  шкаф, за штору и т.д.) и предлагает  водящему найти её, ориентируясь  на силу ударов в барабан.  Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

Эту игру целесообразно  повторять на многих занятиях. Чтобы  поддерживать у детей интерес, можно  варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно; от сильного к среднему и тихому.

2. Дети встают в  круг. Незаметно для водящего  они передают за спиной друг  у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел колокольчик.

3. воспитатель сажает  на стол двух игрушечных зайцев  – большого и маленького. Объясняет  и показывает, как играет на  барабане большой заяц, у которого  много сил - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками и т.д.

4.восптатель расставляет  на столе несколько предметов  (или озвученных игрушек). Манипулируя  с предметами (стучит карандашом  о стакан, гремит коробкой с  кнопками, погремушкой), он предлагает  детям внимательно слушать и  запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов(игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения  звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен быть все больше похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

5. воспитатель знакомит  детей со звуками, которые издают  различные предметы: мяч, ударяясь  о пол; шарик, перекатываясь  в стеклянной банке, керамической  и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны, возможно, полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.

2 этап.

На протяжении данного  этапа дошкольников учат различать  высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

1. Дети по очереди  называют имя водящего (стоит  к ним спиной). Водящий на слух  определяет и показывает, кто  его позвал. Затем игра усложняется:  все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий  произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок  по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет воспитатель («Далеко ушел в лес». Или: «близко зовет, от самой опушки»).

2. воспитатель показывает  детям игрушечного котенка и  просит внимательно послушать  и запомнить, как он мяукает,  когда находится близко (громко), и как – когда далеко(тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или  «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состояться в том, что  дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Воспитатель объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребёнок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») – далеко (тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая(«У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у»  произносится высоким голосом); кто плачет и т.п.

3. Воспитатель выставляет  перед детьми трех медведей (игрушки  или картинки):большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три  медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики  и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

4. Детям раздают картинки  с изображением домашних животных  – взрослых и детенышей: коровы  и теленка, козы и козленка  и др. Воспитатель произносит  каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

3 этап.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале  проводится такая игра.

Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко  называет изображение: «Вагон». Затем  объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно  слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон –фагон –вагон –факон –вагом » и т.д. Затем воспитатель показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага –тумага –пумака –бумака » и т.д. Услышав неверное сказанное воспитателем слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых  по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр  – упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать  на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем – красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено, верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. воспитатель выставляет  на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень  похоже, например: рак, лак, мак,  бак, сок, сук, дом, ком, лом,  сом, коза, коса и т.д. Затем  он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют его на наборном полотне в названном порядке

3.воспитатель выставляет  на наборном полотне в одну  линию следующие картинки: ком,  бак, сук, ветка, каток, горка.  Затем он вызывает детей по  одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит, похоже. В результате на наборном полотне должны получится несколько рядов картинок.

4 этап

На данном этапе детей  учат различать слоги. Начинать эту  работу целесообразно с такой игры.

Воспитатель произносит несколько слогов, например на-на-на-па . Дети определяют, что здесь лишнее (па).Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на ; ка-га-ка ; па-ба-па-па и т.п.

2. Воспитатель вызывает  водящего и говорит ему на ухо какой – то слог, например па, Ребенок вслух повторяет его. Затем воспитатель называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Информация о работе Развитие фонематического слуха