Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:52, курсовая работа
Проблема данной темы заключается в том, что в настоящее время не у всех детей фонематический слух формируется своевременно, а это влияет на дальнейшее формирование речи и звукопроизношение ребенка, а так же на его последующее обучение в школе. Отсюда следует, что воспитателю детского сада необходимо знать особенности формирования фонематического слуха и при необходимости проводить коррекционную работу.
Ребенок. Па. воспитатель. Па.
Ребенок. Па. воспитатель. Ба.
Ребенок. КА. воспитатель. Га.
Ребенок. Фа. воспитатель. Ва . И т.д.
Всякий раз, после того
как водящий и логопед
Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет воспитатель.
То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.
5 этап
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: « Поезд гудит у-у-у-у ; девочка плачет а-а-а-а ; птичка поет и-и-и-и ». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а , у-у-у-у , и-и-и-и ), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
1) воспитатель произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку «а», желтый – звуку «и», зеленый – звуку «у»;
3) в ряд гласных «а», «у», «и» включают другие звуки, например «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
6 этап
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух - и трехсложные слова. Воспитатель должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
1. Детям раздают по
несколько одноцветных кружков.
2. У детей на столах
лежат по три кружка разных
цветов, например красного, желтого,
зеленого. Воспитатель уславливается
с детьми, что красный кружок
обозначает звук «а», желтый
– звук «у», зеленый – звук
«и». Затем он произносит
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков.
При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т.д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:
1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой – на звук «к»;
2) воспитатель показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан., пау., Вени.» и т.д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил воспитатель.
Но как показали исследования
проведение занятий в разных возрастных
группах имеют некоторые
Младшая группа.
Основные задачи: формирование слухового внимания, развивать слуховое восприятие, учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые звуки в следующей последовательности: п, б, т, д, к, г; ф, в; т, с, з, ц.
Занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов – драматизаций с игрушками, рассказов педагога с включением высказываний детей.
Целесообразно использовать наглядный материал, с которым детей знакомят заранее, так как повышенный интерес вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы. На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как дети еще не умеют слушать друг друга. Игры с элементами движения и звукоподражанием следуют использовать только тогда, когда дошкольники овладеют двигательными навыками.
Средняя группа.
Основные задачи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, учить различать на слух и называть слова, начинающийся на определенный звук.
При обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых примеров уже не достаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука. Это вырабатывает привычку не только слушать, но и внимательно смотреть на педагога, а затем следовать образцу. На занятиях в этой группе уже можно ставить учебную задачу (научить произносить тот или иной звук). Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний педагога. Этому же способствует мотивация учебной деятельности (для чего нужно учиться произносить звук).
Отработка звуков родного языка у детей трех – пяти лет предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука (в слогах); 3) выработка умения выделять этот звук, отличать его от других; 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи.
Осуществляя подготовку органов артикуляционного аппарата, воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движения, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного речевого выхода, развитием громкости голоса.
Работа над уточнением произнесения изолированного звука и развитием речевого слуха, воспитатель использует игры или игровые упражнения. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Также используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, формированию умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
Формируя умение выделять нужный звук в слове, отличать его от других, педагог использует различные игровые материалы (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук состоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем – не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.
Для закрепления правильного произношения звука во фразовой речи и развития речевого слуха воспитатель применяет специально подобранный речевой материал (словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки). Он следит за правильным употреблением звука. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения использовать умеренный темп и интонационную выразительность речи.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные задачи: закреплять правильное произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Основой занятий является установка на звук, которая обеспечивается использованием специфических приемов обучения. Наиболее эффективный прием – показ артикуляции звука, сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. Для осознания необходимости занятия пере детьми ставится учебная задача и определяется мотивация их деятельности. Формирование звуковой культуры речи связанно с работой по дифференциации звуков и предусматривает три вида работы:
- дифференциация изолированных звуков ( способствует совершенствованию фонематического слуха и выработке четкого произношения звуков);
- дифференциация звуков
в словах (способствует улучшению
дикции, уточняет правильность
- дифференциация звуков в речи ( отрабатывается дикция, умение произносить слова с учетом литературных норм произношения).
Учитывая эти особенности
и построение таким образом ход
занятия в разных возрастных группах
позволяет выполнить