Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и определить методы и приемы работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии
2) обследовать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста
3) разработать методы и приемы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования правильного произношения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТ-2.docx

— 141.16 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
Рис. 4. Сформированность фонематического анализа 
Итак, фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы – они выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука (чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из середины слова. 
 
Последним этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи. 
 
Таким образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу 6). 
 
 
Таблица 6. Звуки русского языка, нарушенные у детей ЭГ

 
Формы нарушений

 
Экспериментальная группа

 
человек

 
%

 
с

 
9

 
60

 
с`

 
9

 
60

 
з

 
9

 
60

 
з`

 
9

 
60

 
ц

 
6

 
40

 
ш

 
3

 
20

 
ж

 
3

 
20

 
щ

 
2

 
13,4

 
ч

 
1

 
6,7

 
л

 
6

 
40

 
л`

 
2

 
13,4

 
р

 
9

 
60

 
р`

 
5

 
33,3

 
т, д, н

 
6

 
40

 
т`, д`, н`

 
6

 
40

 
j

 
1

 
6,7


 
 
 
Выяснилось, что у большинства детей (60%) встречается нарушение звука р, а также с, с`, з, з` (60%). У 40% детей нарушены звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более редко, чем остальные звуки. 
 
Для определения уровня развития фонематических процессов и состояния звукопроизношения у дошкольников было проведено специальное исследование, которое позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического оформления высказывания. 
 
При обследовании фонематических процессов выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зафиксировано нарушение слухового восприятия, фонематического слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также несформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове. 
 
При обследовании звукопроизношения было определено, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в самостоятельной речи, так и изолировано.

3. Эффективность  работы по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с  общим недоразвитием речи 
3.1 Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи 
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому в старшей логопедической группе очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы. 
 
Наиболее эффективная форма проведения этой работы – фронтальные логопедические занятия (логопед может проводить их как с подгруппой детей, так и с целой группой), т. к. на них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать «открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе. 
 
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: 
 
I этап – узнавание неречевых звуков; 
 
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; 
 
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; 
 
IV этап – дифференциация слогов; 
 
V этап – дифференциация фонем; 
 
VI этап – развитие навыков звукового анализа. 
 
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение [19]. 
 
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. 
 
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. 
 
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. 
 
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков [6]. 
 
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза: 
 
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т.д.); 
 
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т.д.; открытые: ро, сы, ха и т.д.); 
 
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т.д.); 
 
г) слова без стечения согласных: 
 
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т.д.) 
 
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т.д.); 
 
д) слова со стечением согласных: 
 
1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т.д.); 
 
2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т.д.); 
 
3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т.д.); 
 
4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т.д.); 
 
5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т.д.); 
 
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т.д.). 
 
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания: 
 
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок). 
 
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок). 
 
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки). 
 
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок. 
 
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков). 
 
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам. 
 
Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д. Работа над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, затем согласных, которые дошкольники правильно произносят в самостоятельной речи, затем по мере постановки нарушенных звуков, проводятся игры на восприятие этих звуков. Нами разработан план работы над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения. 
 

 
Период обучения

 
Работа над звукопроизношением

 
Развитие фонематических процессов

 
I Сентябрь, октябрь, ноябрь

 
Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т`], [л], [л'], [ф], [ф`], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к`], [г], [г'], [х], [х'], [л`], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з`]

 
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т.п.), анализировать звуковые сочетания, например: уа, ам

 
II Декабрь, январь, февраль

 
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']

 
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

 
III Март, апрель, май

 
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [з], [ж], [р], [р`]; [ы] – [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] – [з]), по твердости-мягкости ([л] – [л'], [т] – [т']), по месту образования ([с] – [ш]).

 
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак – лик»).


 
 
 
План работы над фонематическим слухом в процессе коррекции звукопроизношения. 
 

 
Период

 
Тема занятия

 
Цели

 
I период

 
Звук А, Звук У, Звук О, Звук Э, Звук И, Звук Ы

 
Уточнение гласных звуков, формирование умения выделять ударный первый гласный. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

 
Звук М, Звук Н, Звук П, Звук Т, Звук В, Звук Ф, Звук Б

 
Учить дошкольников выделять первый согласный звук, анализировать сочетание типа ау, ам.

 
Звук К-КЬ, Звук Г, ГЬ, Звук Х, Звки С, З

 
Учить дошкольников выделять последний согласный звук, анализировать сочетания типа ма

 
II период

 
Звук ЛЬ, Звук Ш, Звук Ж

 
Постановка и закрепление звуков, развитие умения выделять звук из ряда звуков, учить анализировать прямые и обратные слоги, учить определять ударный гласный в конце слов

 
III период

 
Звук Л, Звук Р, РЬ. 
 
«Дифференциация звуков С-Ш», «Дифференциация звуков Ж-З», «Дифференциация звуков Р-Л»

 
Постановка отсутствующих звуков, закрепление звуков и их дифференциация. Учить звуковому анализу и синтезу, преобразованию слогов ас-са.


 
 
Для развития фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза у детей различными авторами предлагаются игры. В нашем исследовании мы предлагаем игры на развитие фонематического слуха, которые проводятся во время занятий по развитию звукопроизношения. (См. приложения [1,2, 3]). 
 
Предлагаемая система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как: 
 
– формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры, 
 
– развитие фонематического восприятия; 
 
– овладение элементами грамоты; 
 
– взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. 
 
Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом: 
 
– дифференцированного подхода к детям, имеющим ОНР 
 
– различного происхождения; 
 
– единства формирования речевых процессов, мышления 
 
– и познавательной активности; 
 
– одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу. 
 
В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых – последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов. 
 
Развитие фонематического строя языка предполагает формирование фонематического восприятия (специальных умственных действий по дифференциации фонем), фонематических представлений (умения выделять звук на первом месте в слове), фонематического анализа и синтеза. Таким образом, на логопедических занятиях в работе над звуком необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза. Начинается эта работа с изучения гласных звуков и букв: [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы]. Порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи и частотностью. Как правило, первыми в онтогенезе появляются звуки [М], [П]. 
 
Структура занятий [2]: 
 
Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме: 
 
1. организационный момент; 
 
2. знакомство и работа со звуком; 
 
3. знакомство и работа с буквой; 
 
4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия); 
 
5. подведение итогов занятия. 
 
Последовательность работы над каждым звуком такова: 
 
1. знакомство со звуком – выделение его на слух; 
 
2. уточнение артикуляции звука; 
 
3. определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий); 
 
4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других 
 
5. звуков, слогов, слов; 
 
6. определение места звука в слове (с опорой на картинки); 
 
7. определение твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки; 
 
8. составление слогов, слов из заданных звуков; 
 
9. подбор слов с определенным звуком. 
 
Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности: 
 
1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; 
 
2. «печатание» буквы в воздухе, далее – в тетрадях по образцу; 
 
3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам. 
 
4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия. 
 
Структура занятий по дифференциации звуков такова: 
 
1. организационный момент; 
 
2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий; 
 
3. дифференциация звуков: 
 
на слуховом уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий), 
 
определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки; 
 
4. работа в тетрадях: 
 
запись слогов, слов на изучаемые звуки, 
 
составление звуковых схем слогов, слов; 
 
5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв; 
 
6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия; 
 
7. подведение итогов занятия. 
 
Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр. 
3.2 Контрольный эксперимент 
После коррекционной работы нами проведен контрольный эксперимент, который позволил показать эффективность / неэффективность развития фонематического слуха у дошкольников в процессе формирования правильного звукопроизношения. Первоначально мы определили, как изменилось состояние слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня (См. таблицу 7, рис. 5). 
Таблица 7. Анализ обследования слухового восприятия у дошкольников ЭГ до и после коррекции

 
Состояние слухового восприятия

 
До коррекции

 
После коррекции

 
человек

 
%

 
человек

 
%

 
Нарушено

 
3

 
20

 
0

 
0

 
Не нарушено

 
12

 
80

 
15

 
100


 
 
 
 
 
Рис. 5. Анализ обследования слухового восприятия у дошкольников ЭГ до и после коррекции 
 
 
Итак, у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня улучшилось слуховое восприятие на 20%: все дошкольники экспериментальной группы (100%) стали правильно определять, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик или погремушка. Данное задание не вызывало затруднений у дошкольников. Обследование речевого слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной работы показало, что все дошкольники научились узнавать товарища по голосу. При выполнении задания помощь экспериментатора не требовалась. 
Таблица 8. Анализ обследования речевого слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции

 
Состояние речевого слуха

 
До коррекции

 
После коррекции

 
человек

 
%

 
человек

 
%

 
Нарушено

 
3

 
20

 
0

 
0

 
Не нарушено

 
12

 
80

 
15

 
100


 
 
 
 
 
Рис. 6. Анализ обследования речевого слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции 
 
 
 
 
Обследование фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной работы также показало высокие результаты (См. таблицу 9, рис 7). 
Таблица 9. Анализ обследования фонематического слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции

 
Сформированность фонематического слуха

 
До коррекции

 
После коррекции

 
человек

 
%

 
человек

 
%

 
Сформирован

 
1

 
6,7

 
12

 
80

 
Не сформирован

 
14

 
93,3

 
3

 
20

Информация о работе Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР