Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:04, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и определить методы и приемы работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии
2) обследовать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста
3) разработать методы и приемы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования правильного произношения
Рис. 4. Сформированность фонематического
анализа
Итак, фонематический анализ
сформирован только у 26,7% детей контрольной
группы – они выполнили верно все задания
на определение положения гласного и согласного
звука в словах: в начале, в середине, в
конце. У всех детей экспериментальной
группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы
были отмечены нарушения фонематического
анализа, т.е. полностью фонематический
анализ у них не сформирован: дошкольники
затруднялись при выделении первого согласного
звука (чаще называли его вместе с последующем
гласным), не могли выделить звук из середины
слова.
Последним этапом нашего исследования
было определение соотношения между использованием
правильных звуков речи в самостоятельной
речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4%
детей с общим недоразвитием речи III уровня
не произносят звук в самостоятельной
речи, но в изолированном положении произнести
звук могут. У 40% детей отсутствует звук,
у 33,3% детей звук произносится искаженно
и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно,
так и в самостоятельной речи.
Таким образом, по результатам
нашего обследования выяснилось, что у
детей с общим недоразвитием речи III уровня
встречаются нарушения нескольких групп
звуков (См. таблицу 6).
Таблица 6. Звуки русского языка,
нарушенные у детей ЭГ
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выяснилось, что у большинства
детей (60%) встречается нарушение звука
р, а также с, с`, з, з` (60%). У 40% детей нарушены
звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались
нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более
редко, чем остальные звуки.
Для определения уровня развития
фонематических процессов и состояния
звукопроизношения у дошкольников было
проведено специальное исследование,
которое позволило сделать вывод о том,
что у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического
оформления высказывания.
При обследовании фонематических
процессов выяснилось, что у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня зафиксировано
нарушение слухового восприятия, фонематического
слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников
также несформирован: многие дети не умеют
выделять согласный в начале слова, в середине,
испытывают трудности при определении
последовательности звуков в слове.
При обследовании звукопроизношения
было определено, что дошкольники с общим
недоразвитием речи III уровня заменяют,
пропускают и искажают звуки как в самостоятельной
речи, так и изолировано.
3. Эффективность
работы по формированию
3.1 Развитие фонематического
слуха в процессе формирования правильного
звукопроизношения у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Овладение навыками звукового
и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное
значение для коррекции и формирования
фонетической стороны речи и ее грамматического
строя, а также для формирования умения
произносить слова сложной звукослоговой
структуры. Поэтому в старшей логопедической
группе очень важно начинать обучение
звуковому анализу с первых же дней работы
с детьми, причем на основе одновременного
изучения звука и его графического изображения
– буквы.
Наиболее эффективная форма
проведения этой работы – фронтальные
логопедические занятия (логопед может
проводить их как с подгруппой детей, так
и с целой группой), т. к. на них дошкольники
не просто знакомятся с новым материалом,
но и получают навык работы в коллективе:
учатся слушать объяснения педагога, исправлять
и дополнять ответы других детей, вместе
искать ответы на трудные вопросы, делать
«открытия». Сформированность таких умений
крайне необходима для успешного обучения
в школе.
В работе по формированию фонематического
восприятия можно выделить следующие
этапы:
I этап – узнавание неречевых
звуков;
II этап – различение высоты,
силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких
по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков звукового
анализа.
Работа по формированию фонематического
восприятия начинается с развития слухового
внимания и слуховой памяти. Неумение
вслушиваться в речь окружающих является
одной из причин неправильного звукопроизношения.
Ребенок должен приобрести умение сравнивать
свою собственную речь с речью окружающих
и контролировать свое произношение [19].
Работа по формированию фонематического
восприятия в самом начале осуществляется
на материале неречевых звуков. В процессе
специальных игр и упражнений у детей
развивают способность узнавать и различать
неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться
различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки,
звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать
слова, близкие по звуковому составу. Позже –
учатся различать слоги и затем уже фонемы
родного языка.
Задачей последнего этапа работы
является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа: умения
определять количество слогов в слове;
отхлопывать и отстукивать ритм слов разной
слоговой структуры; выделять ударный
слог; проводить анализ гласных и согласных
звуков [6].
Система логопедической работы
по формированию навыков фонематического
анализа и синтеза учитывает онтогенетическую
последовательность становления различных
форм звукового анализа и синтеза, условия
выделения звука (определенное положение
звука в слове, особенности произнесения
звуковой серии, характер звука, количество
звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи
с указанным выше предусматривается определенная
последовательность речевого материала
при формировании навыка фонематического
анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа,
иуа, ауэи и т.д.);
б) слоги без стечения согласных
(закрытые: ор, ыс, ах и т.д.; открытые: ро,
сы, ха и т.д.);
в) слоги со стечением согласных
(урс, кру, ела, пса и т.д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж,
лес и т.д.)
2) двусложные (рука, мама, каша,
лужа и т.д.);
д) слова со стечением согласных:
1) двусложные слова со стечением
согласных в середине слова (кашка, ручка,
мышка, сумка и т.д.);
2) односложные слова со стечением
согласных в начале слова (стул, свет, кран,
флаг и т.д.);
3) односложные слова со стечением
согласных в конце слова (тигр, лист, куст,
шарф, кость и т.д.);
4) двусложные слова со стечением
согласных в начале слова (трава, книга,
крыло, цветы и т.д.);
5) двусложные слова со стечением
согласных в начале и середине слова (клумба,
крышка, стекло, грабли и т.д.);
е) трехсложные слова (береза,
крапива, лодочка, скамейка и т.д.).
Развитие навыков фонематического
анализа и синтеза осуществляется постепенно:
в начале работы с опорой на материализацию
(использование различных вспомогательных
средств – графических схем слова, звуковых
линеек, фишек), на речевое проговаривание
(при назывании слов), на заключительном
этапе выполнение заданий происходит
на основе представлений без опоры на
вспомогательные средства и проговаривание.
В процессе работы по данному направлению
детям предлагается выполнить следующие
задания:
1. Выделить гласный (согласный)
звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным
звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова
с определенным звуком (поднять флажок,
отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний
звук в слове, определить местоположение
звука в слове (начало, середина, конец)
на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность
и количество звуков в слове (придумать
слова, отобрать картинки с определенным
количеством звуков).
6. Определить местоположение
звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в игровой
форме, с использованием таких приемов,
как придумывание слов, работа с предметными
картинками, сигнальными флажками (символами,
картинками), опускание при произнесении
логопедом последнего (первого) звука
в слове и восстановление его детьми с
опорой на предметные картинки, работа
с фишками, карточками и т.д. Работа над
фонематическим восприятием в процессе
формирования правильного звукопроизношения
начинается с уточнения артикуляции гласных
звуков, затем согласных, которые дошкольники
правильно произносят в самостоятельной
речи, затем по мере постановки нарушенных
звуков, проводятся игры на восприятие
этих звуков. Нами разработан план работы
над фонематическим восприятием в процессе
формирования правильного звукопроизношения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План работы над фонематическим
слухом в процессе коррекции звукопроизношения.
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
Для развития фонематического
слуха, фонематического анализа и синтеза
у детей различными авторами предлагаются
игры. В нашем исследовании мы предлагаем
игры на развитие фонематического слуха,
которые проводятся во время занятий по
развитию звукопроизношения. (См. приложения
[1,2, 3]).
Предлагаемая система работы
позволяет наиболее полно решать такие
основные задачи обучения, как:
– формирование полноценной
звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных
навыков, правильного звукопроизношения,
воспроизведения слоговой структуры,
– развитие фонематического
восприятия;
– овладение элементами грамоты;
– взаимосвязанное формирование
фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов языка.
Вся работа по ознакомлению
со звуками и буквами проводится с учетом:
– дифференцированного подхода
к детям, имеющим ОНР
– различного происхождения;
– единства формирования речевых
процессов, мышления
– и познавательной активности;
– одновременного коррекционно-воспитательного
воздействия на сенсорную, интеллектуальную
и аффективно-волевую сферу.
В ходе преодоления фонематического
недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных
направления работы: во-первых, коррекция
произношения, т.е. постановка и уточнение
артикуляции звуков (постановка звуков
проходит в индивидуальной работе, на
фронтальных занятиях уточняется артикуляция);
во-вторых – последовательное и планомерное
развитие звукового анализа и синтеза
слова на основе развития фонематических
процессов.
Развитие фонематического строя
языка предполагает формирование фонематического
восприятия (специальных умственных действий
по дифференциации фонем), фонематических
представлений (умения выделять звук на
первом месте в слове), фонематического
анализа и синтеза. Таким образом, на логопедических
занятиях в работе над звуком необходимо
формировать, развивать и совершенствовать
восприятие данного звука в единстве с
навыками фонематического анализа и синтеза.
Начинается эта работа с изучения гласных
звуков и букв: [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы]. Порядок
знакомства с согласными определяется
появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью
в детской речи и частотностью. Как правило,
первыми в онтогенезе появляются звуки
[М], [П].
Структура занятий [2]:
Занятия по знакомству со звуком
и буквой и по дифференциации звуков состоят
из нескольких частей и проводятся по
строго определенной схеме:
1. организационный момент;
2. знакомство и работа со звуком;
3. знакомство и работа с буквой;
4. работа по формированию лексико-грамматического
строя речи (на базе речевого материала
данного занятия);
5. подведение итогов занятия.
Последовательность работы
над каждым звуком такова:
1. знакомство со звуком – выделение
его на слух;
2. уточнение артикуляции звука;
3. определение характеристик
звука (гласный – согласный, глухой –
звонкий);
4. выделение на слуховом уровне
звука из ряда других
5. звуков, слогов, слов;
6. определение места звука в
слове (с опорой на картинки);
7. определение твердости –
мягкости (согласных звуков) с опорой на
картинки;
8. составление слогов, слов
из заданных звуков;
9. подбор слов с определенным
звуком.
Знакомство детей с буквой проходит
в следующей последовательности:
1. знакомство с буквой: рассматривание,
сравнение с предметами окружающей действительности
(на что похожа), выделение ее элементов,
прослушивание стихотворения о букве;
2. «печатание» буквы в воздухе,
далее – в тетрадях по образцу;
3. чтение слогов с изучаемой
буквой по таблицам.
4. В заключительной части занятия
проводятся игры на развитие лексико-грамматического
строя речи, внимания, памяти с использованием
речевого и наглядного материала занятия.
Структура занятий по дифференциации
звуков такова:
1. организационный момент;
2. уточнение артикуляций и характеристик
звуков, нахождение их сходства и различий;
3. дифференциация звуков:
на слуховом уровне – выделение
из ряда других звуков, слогов, слов (с
выполнением конкретных заданий),
определение наличия того или
иного звука и его места в слове с опорой
на картинки;
4. работа в тетрадях:
запись слогов, слов на изучаемые
звуки,
составление звуковых схем
слогов, слов;
5. составление слогов, слов
из заданных звуков и букв;
6. работа по коррекции лексико-грамматического
строя на базе речевого материала занятия;
7. подведение итогов занятия.
Все занятия проводятся по единой
схеме, а их разнообразие достигается
путем использования многочисленных игровых
приемов и вариабельностью дидактических
игр.
3.2 Контрольный эксперимент
После коррекционной работы
нами проведен контрольный эксперимент,
который позволил показать эффективность /
неэффективность развития фонематического
слуха у дошкольников в процессе формирования
правильного звукопроизношения. Первоначально
мы определили, как изменилось состояние
слухового восприятия у детей с общим
недоразвитием речи III уровня (См. таблицу
7, рис. 5).
Таблица 7. Анализ обследования
слухового восприятия у дошкольников
ЭГ до и после коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5. Анализ обследования слухового
восприятия у дошкольников ЭГ до и после
коррекции
Итак, у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня улучшилось
слуховое восприятие на 20%: все дошкольники
экспериментальной группы (100%) стали правильно
определять, какой предмет прозвучал:
труба, бубен, колокольчик или погремушка.
Данное задание не вызывало затруднений
у дошкольников. Обследование речевого
слуха у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня после проведенной работы
показало, что все дошкольники научились
узнавать товарища по голосу. При выполнении
задания помощь экспериментатора не требовалась.
Таблица 8. Анализ обследования
речевого слуха у дошкольников ЭГ до и
после коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 6. Анализ обследования речевого
слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Обследование фонематического
слуха у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня после проведенной работы
также показало высокие результаты (См.
таблицу 9, рис 7).
Таблица 9. Анализ обследования
фонематического слуха у дошкольников
ЭГ до и после коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|