Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:04, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и определить методы и приемы работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии
2) обследовать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста
3) разработать методы и приемы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования правильного произношения
Рис. 7. Анализ обследования фонематического
слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Итак, у дошкольников экспериментальной
группы после коррекционной работы улучшилось
состояние фонематического слуха: 80% детей
правильно повторяли слоги, отличающиеся
по глухости-звонкости, твердости-мягкости,
по способу образования (ца-са), по месту
образования (са-ша), т.е. у этих дошкольников
фонематический слух сформирован. У остальных
дошкольников экспериментальной группы
(20%) фонематический слух сформирован частично,
так как дошкольники затруднялись при
повторении слогов со звуками, отличающимися
по месту образования (ра-ла).
Обследование фонематического
анализа у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня после проведенной работы
по развитию фонематического восприятия
в процессе формирования звукопроизношения
показало, что многие дошкольники научились
определять положение звука в слове (См.
таблицу 10).
Таблица 10. Анализ обследования
фонематического анализа у дошкольников
ЭГ до и после коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, все дошкольники
с общим недоразвитием речи III уровня научились
выделять первый гласный в слове, также
многие дошкольники (80%) стали выделять
последний согласный в слове, 60% дошкольников
теперь могут определить первый согласный
в слове. Однако, зафиксированы и ошибки,
так, например, у некоторых детей трудности
возникали при выделении гласного из середины
слова, гласного в конце слова, согласного
в середине слов. Итак, нами сделан вывод,
что работа по развитию фонематического
анализа была эффективной, у 40% дошкольников
фонематический анализ сформировался,
а с остальными 60% детей необходимо продолжить
работу в этом направлении (См. таблицу
11, рис. 8).
Таблица 11. Сформированность
фонематического анализа у детей ЭГ до
и после коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8. Сформированность фонематического
анализа у детей ЭГ до и после коррекции
Последним этапом нашего исследования
было определение состояния звукопроизношения
после проведенной коррекционной работы.
Так как работа по формированию звукопроизношения
еще не закончена, некоторые звуки у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня остались
не исправленными (См. таблицу 12).
Таблица 12. Звуки русского языка,
нарушенные у дошкольников ЭГ до и после
коррекции
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У дошкольников были исправлены
нарушения переднеязычных, свистящих,
шипящих, соноров.
Изолировано дошкольники умеют
произносить все звуки, лишь с 20% дошкольников
продолжается работа по закреплению звуков
с, с`, з, з`. А с 20% дошкольников экспериментальной
группы продолжается работа по постановке
звука р.
Таким образом, работа по развитию
фонематического слуха в процессе формирования
звукопроизношения считается эффективной.
Но необходимо продолжать эту работу,
так как не у всех дошкольников сформированы
звукопроизношение и фонематический анализ.
Таким образом, нами были определены
методы и приемы работы по развитию фонематического
восприятия в процессе формирования звукопроизношения. В
ходе преодоления фонематического недоразвития
предусматриваются два взаимосвязанных
направления работы: во-первых, коррекция
произношения, т.е. постановка и уточнение
артикуляции звуков (постановка звуков
проходит в индивидуальной работе, на
фронтальных занятиях уточняется артикуляция);
во-вторых – последовательное и планомерное
развитие звукового анализа и синтеза
слова на основе развития фонематических
процессов.
В процессе коррекционной работы
дошкольники учились правильно произносить
звук, определять его на слух, выделять
из потока звуков, определять наличие
звука в слове, последовательность звуков
в слове.
После коррекционной работы
был проведен контрольный эксперимент,
который показал эффективность работы
по развитию фонематического слуха в процессе
формирования правильного звукопроизношения:
у дошкольников улучшилось слуховое восприятие,
речевой и фонематический слух. Большинство
дошкольников овладели навыками звукового
анализа: научились определять положение
звуков в словах. У дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня корригировалось
звукопроизношение: у них улучшилось произношение
переднеязычных, свистящих, шипящих и
соноров.
Работа по развитию фонематического
восприятия в процессе коррекции звукопроизношения
должна продолжаться, чтобы усовершенствовать
речь дошкольников до возрастной нормы.
Заключение
Фонематическое восприятие
или слух – это способность различать
речевые звуки, фонемы.
Проведенное нами обследование
фонематического слуха показало, что у
детей с общим недоразвитием речи III уровня
наблюдаются некоторые особенности, отличающие
их от детей, развитие речи которых соответствовало
возрастной норме. У детей с общим недоразвитием
речи III уровня в большинстве случаев
отмечается нарушение слухового восприятия,
речевого и фонематического слуха, а также
у этих детей не сформированы процессы
фонематического анализа.
Низкие показатели, полученные
при обследовании, еще раз доказывают
преобладание нарушений фонематического
слуха у детей с общим недоразвитием речи,
что как раз отражается в логопедическом
заключении этих детей.
Низкие показатели сформированности
фонематического анализа у контрольной
группы свидетельствуют о недостаточной
работе с этими детьми.
Также при обследовании было
выявлено, что не у всех детей с общим недоразвитием
речи III уровня нарушено слуховое восприятие
и речевой слух. 20% детей смогли правильно
определить звучание музыкальных инструментов
и отгадать голос товарища, что связано
с начавшейся логопедической работой
с этими детьми.
Таким образом, у детей с общим
недоразвитием речи III уровня были отмечены нарушения
слухового восприятия, речевого и фонематического
слуха, а также нарушение процессов фонематического
анализа.
Для успешного овладения фонетической
стороной речи и будущего освоения грамотой
у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать
фонематический слух, а также исправлять
звукопроизношение.
Нами составлен план развития
фонематического слуха в процессе формирования
звукопроизношения у дошкольников с общим
недоразвитием речиIII уровня, по которому нами проводилась
коррекционная работа. Предложенные игры
и упражнения, которые проводились на
занятиях по коррекции звукопроизношения,
способствовали развитию фонематических
процессов. На логопедических занятиях
в работе над звуком формировалось, развивалось
и совершенствовалось восприятие данного
звука в единстве с навыками фонематического
анализа.
Контрольный эксперимент показал
эффективность работы по развитию фонематического
слуха в процессе формирования звукопроизношения
у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня: у дошкольников улучшилось
слуховое восприятие, речевой и фонематический
слух. Большинство дошкольников овладели
навыками звукового анализа: научились
определять положение звуков в словах.
У дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня скорригировалось звукопроизношение:
у них улучшилось произношение переднеязычных,
свистящих, шипящих и соноров.
Работа по развитию фонематического
восприятия и звукопроизношения еще не
закончена, поэтому необходимо продолжать
работать с дошкольниками с общим недоразвитием
речи III уровня в этом направлении.
Список использованной
литературы
1. Александрова Т.В.
2. Алтухова Н.Г.
3. Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы
обследования речи у детей. / И.Т. Власенко,
Г.В. Чиркина – М., 1970.
4. Волкова Л.С.
5. Волкова Л.С.
6. Вопросы логопедии. Недостатки
речи, чтения и письма у учащихся младших
классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство
академии педагогических наук РСФСР, 1959.
– 322 с.
7. Воробьева В.К.
8. Генинг М.Г.
9. Голубева Г.Г.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология
/ Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Издательство
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
11. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить
детей слышать и правильно произносить
звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез,
– 112 с.
12. Ермакова И.И. Коррекция речи
и голоса у детей и подростков: Кн. для
логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение:
АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
13. Карельская Е. Поможем Буратино
заговорить // Дошкольное воспитание, 2002,
№5, с. 44–49
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой:
В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и
общее недоразвитие речи: нарушения речи
у детей с сенсорной и интеллектуальной
недостаточностью. – 480 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
16. Максаков А.И.
17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях / С.А. Миронова.
– М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология
/ Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество
России, 2001. – 442 с.
19. Основы логопедии с практикумом
по звукопроизношению: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева,
Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред.
Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 200 с.
20. Основы логопедической работы
с детьми: Учебное пособие для логопедов,
воспитателей детских садов, учителей
начальных классов, студентов педагогических
училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.
– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр.
21. Специальная дошкольная педагогика
/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова
и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 312 с.
22. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения,
сопровождающиеся нарушениями письма. //
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.
5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие
речи: нарушения речи у детей с сенсорной
и интеллектуальной недостаточностью.
– С. 10–18 480 с.
23. Тумакова Г.А.
24. Урунтаева Г.А.
25. Филичева Т.Б. Программа обучения
и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
– М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
26. Фомичева М.Ф.
27. Шаховская С.Н.
28. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая
работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова,
И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия»,
2003. – 240 с.
29. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения
для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой.
– М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология
/ Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005. – 384 с.