Развитие личности как педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 06:31, реферат

Описание работы

Проблема личности как таковой и ее развития в созданных условиях является одной из ключевых и сложных проблем в теории и практике педагогики. Эта проблема в связи с различностью аспектов рассматривается разными науками: социологией, возрастной анатомией и физиологией, педагогической и детской психологией и так далее. Педагогика же выявляет и изучает самые эффективные условия для слаженного развития личности во время воспитания и обучения. Зарубежная педагогика выделяет три основных направления в развитии личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Личность в педагогической науке……………………...………………………..4
Три основных направления в развитии личности……………………………....6
Движущие силы развития личности……………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………10
Литература……………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Общая и проф. педагогика.docx

— 25.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ ВПО «Курганский государственный университет»

Кафедра профессионального обучения

                                                                      Технологии и дизайна            

 

 

 

 

Развитие личности как педагогическая проблема. Общая характеристика движущих сил основных закономерностей и факторов развития личности.

 

Выполнила:

Студентка группы ПЗ-10314s

Белобородова Е.А.

Направление подготовки: Профессиональное обучение

Профиль: ДПИ и дизайн.

Номер зачетной книжки: 131409214

Проверила:

Преподаватель дисциплины: Общая и профессиональная  педагогика

Алексеене Е.П.

 

 

2015г

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Личность в педагогической науке……………………...………………………..4

Три основных направления в развитии личности……………………………....6

Движущие силы развития личности……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 Проблема личности как таковой и ее развития в созданных условиях является одной из ключевых и сложных проблем в теории и практике педагогики. Эта проблема в связи с различностью аспектов рассматривается разными науками: социологией, возрастной анатомией и физиологией, педагогической и детской психологией и так далее. Педагогика же выявляет и изучает самые эффективные условия для слаженного развития личности во время воспитания и обучения. Зарубежная педагогика выделяет три основных направления в развитии личности.

 Личность представителями биологического направления рассматривается как природное существо, поведение человека зависит от присущих ему с момента рождения инстинктов, влечений и потребностей. Человек в любой ситуации вынужден подчиниться требованиям общества, при этом постоянно подавляя свои естественные потребности. Для того чтобы эту постоянную борьбу внутри себя скрыть, он надевает маску, в других случаях неудовлетворенные естественные потребности замещаются каким-нибудь видом деятельности.

 По мнению представителей упомянутого направления (к которым относится, к примеру, Зигмунд Фрейд) такие явления общественной жизни как революции и забастовки являются естественными для простых людей, которым присуще стремление к бунтарству, жестокости, нападению, заложенное с рождения. Однако в реальности люди могут действовать и против своих естественных потребностей, при этом исполняя долг борца, патриота или гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

3

Личность в педагогической науке

Развитие личности. Личность в педагогической науке. Сторонники социологического направления полагают, что, несмотря на то, что человек рождается биологическим существом, в процессе жизни он под влиянием социальных групп, с которыми общается, проходит через социализацию. Они вывели своего рода закономерность – чем ниже уровень развития личности, тем резче и ярче у нее проявляются биологические черты, такие как инстинкты разрушения, обладания и половые. Сторонники биосоциального направления полагают, что психическим процессам (мышление, восприятие, ощущение) присуща биологическая природа, а способности, интересы и направленность личности формируются в качестве социальных явлений. Такое деление личности не объясняет ни ее развития, ни ее поведения. В отечественной педагогической науке личность рассматривается как одно целое, которому присуща невозможность отделить биологическое от социального. Когда в биологии личности происходят изменения, они сказываются и на особенностях ее деятельности, и на образе жизни. Решающая роль при этом отводится целям, интересам и мотивам – результатам социальной жизни, определяющим облик личности и придающим ей силы, необходимые для преодоления особенностей характера и физических недостатков.

 Личность это не только продукт общественной жизни, но еще и живой организм. В поведении и формировании личности чрезвычайно сложны отношения между социальным и биологическим, которые неодинаково воздействуют на нее в разных ситуациях, этапах развития и видах общения. К примеру, если смелость человека основана на желании привлечь внимание к своей персоне (естественная потребность в признании), то она может дойти и до безрассудства. В другом случае, когда о смелости человека знает лишь он сам, она может побуждать смело встречать жизненные трудности. Кроме того, важным является видение степени выраженности качества. Так, если вежливость чрезмерная, она может восприниматься как подхалимство, непоседливость – свидетельствовать о быстроте переключения внимания и живости интереса, послушание – показывать безразличие и пассивное исполнение требований. Л.С. Выготский определил личность как целостную психическую систему, выполняющую определенные функции. Она формируется для обслуживания этих функций, основными из которых являются – творчески освоить общественный опыт и включиться в систему

4

общественных отношений. Стороны личности можно обнаружить лишь в деятельности и отношениях с другими. Формируется, проявляется и существует личность в общении и деятельности. Отсюда и самая важная ее характеристика – это социальный облик человека, связанный своими проявлениями с жизнью окружающих.

 Развитие личности. Также в зарубежной и отечественной педагогике существуют различия в понятии сущности развития личности. Развитие метафизиками рассматривается в качестве процесса количественного накопления, простое повторение, уменьшение (увеличение) изучаемого явления. А отечественная педагогика опирается на положения диалектического материализма, которым развитие рассматривается в

качестве неотъемлемого свойства природы, мышления и общества, в качестве движения от низшего к высшему, рождения нового и преобразования или отмирания старого.

 Развитие личности при таком подходе является единым биосоциальным процессом. В нем происходит и количественные изменения, и качественные преобразования. Обусловливается эта сложность противоречивостью процесса развития.

 Движущими силами развития личности, возникающими и преодолевающимися в процессе воспитания и обучения, являются противоречия, такие как: между новыми потребностями, которые порождает деятельность и возможностями их удовлетворить; между старыми видами деятельности, формами взаимоотношений и возросшими духовными и физическими возможностями ребенка; между имеющимся уровнем развития личности и растущими требованиями со стороны взрослых и общества. Эти противоречия являются характерными для всех возрастов, но в зависимости от возраста, когда проявляются, они приобретают специфику. Разрешить противоречия человек способен лишь формируя более высокий уровень деятельности. Как результат – ребенок вступает в более высокую фазу своего развития. Удовлетворяется потребность – снимается противоречие. Если потребность не удовлетворена, рождается новая, более высокая. Противоречие сменяется следующим противоречием и продолжается развитие.  
 

5

Три основных направления в развитии личности

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нес биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом

6

никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми  потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими  физическими и духовными возможностями  ребенка и старыми, ранее сложившимися  формами взаимоотношений и видами  деятельности;

- противоречие между растущими  требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным  уровнем развития личности (В. Л. Крутецкий).

7

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Движущие силы развития личности

 Движущей силой развития  личности являются противоречия. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Внешние противоречия стимулируются силами из вне, отношениями человека с другими людьми, обществом природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения «хочу» - «могу», «знаю» - «не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» - «нет» - это типичные пары выражающие наши потребности. между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий). Все противоречия нужно умело использовать, разрешать, только тогда и будит происходить развитие личности.

Информация о работе Развитие личности как педагогическая проблема