Развитие личности ребенка средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в г. Славянске-на-Кубани

Дополнительная  профессиональная образовательная 

программа повышения  квалификации

«Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации современных  моделей дошкольного МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в г. Славянске-на-Кубани

Дополнительная  профессиональная образовательная 

программа повышения  квалификации

«Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации современных  моделей дошкольного 

образования

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Комплексное занятие с детьми по аппликации в средней группе «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

 

 

Исполнитель проекта

                                                                                                                 Омельченко Анастасия 

                                                                                                                 Викторовна

                                                                                                                 МДАОУ(ДСК№60)

                                                                                                 «Журавушка»

                                   СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Развитие личности  ребенка средствами аппликации 
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. 
 
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. 
 
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. 
 
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. 
 
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.  
 
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). 
 
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. 
 2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы 
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д. 
 
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. 
 
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. 
 
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных. 
 
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.  
 
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. 
 
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. 
 
Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. 
 
Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. 
 
Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев. 
 
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. 
 
В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты. 
 
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. 
 
Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. 
 
В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. 
 
Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити. 
 
Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы. 
 
Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. 
 
Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках. 
 
Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства. 
 
В Ростове - на - Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В.Тарановой и А.Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах. 
 
Работы художников - флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».  
 
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация. 
 
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. 
 
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д. 
 
По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке). 
 
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:  
 
- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие); 
 
- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов; 

  •  
    передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  •  
    расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  •  
    подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

 
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит  творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций. 
 
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для   отражения в аппликациях различных сюжетов.                                          

 
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. 
 
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны: 

  1.  
    Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, 
    блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.
  2.  
    Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
  3.  
    Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
  4.  
    Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
  5.  
    Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

 
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. 
 
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц. 
 
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности. 
 
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл. 
 
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. 
 
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи: 

  1.  
    Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
  2.  
    Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
  3.  
    Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

 
Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая»  кисточкой с клеем ее края. 

  1.  
    Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

 
5. Воспитывать у дошкольников  художественный вкус. 
 
В средней группе решаются более сложные задачи: 

  1.  
    Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
  2.  
    Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
  3.  
    Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
  4.  
    Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

 
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз». 
 
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть). 
 
Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д. 
 
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа. 
 
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать. 
 
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. 
 
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п. 
 
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку. 
 
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы. 
 
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Материал:

  • демонстрационный: ватман для коллективной работы, кисть, салфетка, клеёнка, клей,  подставка для кисти, ножницы, поделки – оригами (мышка, заяц, волк, лиса, медведь), игрушки (корова, лошадь, медведь), маски с изображением героев сказки, детали для работы; 
  • раздаточный материал: клей, кисточки, клеёнки, салфетки, подставки для кисточек, тарелочки с деталями (по 2 квадрата – 3,5 * 3,5см; по 2 круга – 3,5 см; по 2 голубых прямоугольника – 3 * 10 см; 1 коричневый прямоугольник – 4 * 27 см).

Предварительная работа:

  • чтение рус.нар.сказки «Теремок»;
  • рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним;
  • проведение игры-драматизации «Теремок» с использованием масок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята. К нам в гости пришёл лесной зверь. Давайте найдём его. (Дети осматриваются и находят игрушки зверей: корову, медведя, лошадь). Посмотрите, да здесь не один зверь. Найдите среди них того, кто живёт в лесу. Кто это? (Ответы детей). Правильно, мишка. Он что-то нам принёс. Что это?

Дети: Письмо!

(Читаем письмо.)

Воспитатель: Здравствуйте! Пишут вам сказочные лесные животные. А из какой сказки догадайтесь сами. Слушайте загадку.

Как-то раз  в лесу густом 
Вырос домик под кустом. 
Это что за чудо-дом? 
Поселились звери в нём. 
Рады мышка и зайчишка, 
И лисичка, рад волчок. 
Это сказка …(Теремок).

У нас  случилась беда. Медведь залез  на теремок и сломал его. Помогите построить новый, а то нам негде  жить.

– Ну что, поможем? Сейчас мы пройдём по тропинке на полянку, где нас ждут герои  сказки.

II. Основная часть

(Поляна. На ней поделки –  оригами)

Воспитатель:  Вот мы и на поляне. А это лесные жители.  Сейчас мы им поможем. Сначала давайте посчитаем зверей. Сколько их?

Дети: Пять.

Воспитатель: Правильно. Зверей пять и вас тоже пять. Всех поровну. А чтобы знать кому, какой зверь попадётся, я загадаю загадки. Тот, кто отгадает  загадку, возьмёт своего героя и сядет на любое место.

(Загадывание загадок)

1. Маленький  рост,                       2. Зимой белый, 
Длинный хвост.                               Летом серый. 
Собирает крошки,                           Никого не обижает, 
Прячется от кошки.                         А сам всех боится. 
                  (Мышка)                                            (Заяц)

Информация о работе Развитие личности ребенка средствами аппликации