Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 00:47, реферат

Описание работы

Проблема меценатства как своеобразной формы социально-культурной деятельности привлекает все большее внимание исследователей. Актуальность проблемы определяется тем, что вне ее раскрытия невозможно все создать объективную картину истории мировой, и, в том числе, отечественной культуры. В этой связи представляется важным рассмотреть сущность и причины возникновения этого феномена, а также способы мотивации и оптимизации меценатства, практикуемые в нашей стране ранее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Историческая часть
§1.1 История благотворительности в России……………………..………стр. 7
§1.2 История меценатства в России…………………………………...…..стр. 14
Глава 2. Современное время.
§2.1 Благотворительность и меценатство в России в современное время………………………………………………………………………....стр. 21
Заключение……………………………………………………………….....стр. 30
Список литературы…………………………………………………………стр. 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет культуры и искусств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по специальности

«Социально-культурная деятельность» 
 

ТЕМА: «Развитие  меценатства и благотворительности  в современных условиях» 
 
 

Студентка: Янкович Дарья Алексеевна

1 курс, группа  №03107 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2012

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………… стр. 3

Глава 1. Историческая часть

§1.1 История благотворительности в России……………………..………стр. 7

§1.2 История меценатства в России…………………………………...…..стр. 14

Глава 2. Современное время.

§2.1 Благотворительность и меценатство в России в современное время………………………………………………………………………....стр. 21

Заключение……………………………………………………………….....стр. 30

Список  литературы…………………………………………………………стр. 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

«Благотворительность  и меценатство  в России

имеют глубокие исторические корни.

И пусть эта благородная  традиция

развивается сегодня во благо  каждого человека»

В.В.Путин 

      Актуальность  темы исследования. В современных  российских условиях остро поставлен вопрос о сущности культурной политики в целом и о финансово-экономических основах культурной деятельности в том числе. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последних перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В этой связи существование многих культурных организаций и в целом культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным. С появлением в России значительных частных и акционерных капиталов перед культурой открывается возможность стать объектом благотворительной деятельности, меценатства и

спонсорства. Наметилась тенденция возобновления тех связей и отношений, которые некогда успешно, к взаимной выгоде, существовали между культурой и экономикой в дореволюционной России. Кроме того, уже утверждаются новые формы этих связей, отвечающие современным условиям цивилизованных контактов между данными сферами.

      В то же время, меценатство вряд ли сумеет в ближайшие годы, да и не

должно, заменить собой государственную деятельность в деле экономического поддержания культуры. Отечественный экономический сектор, как государственный, так и частный, признающий значение культуры, еще не до конца осознал свою глобальную ответственность за состояние общества и его культуры, роль тех услуг, которые он может и должен оказать обществу, проявляя интерес к явлениям культуры, культурной среде, содержанию и уровню культурной жизни. Далеко не всем предпринимателям ясно также и то, что их благополучие основывается на определенном уровне развития культуры общества, и наличествующая в обществе культура в немалой степени способна обеспечить их успешное

предпринимательское будущее.

      Нынешнее состояние благотворительности (меценатства) в нашей стране требует более основательного его изучения. Прежде всего, нужно провести параллели между причинами, которые толкали людей на совершение благотворительных поступков в прошлом, и теми мотивами, которые движут современными благотворителями и меценатами. Ведь известно, что меценатство - это культурно-исторический феномен, возникший едва ли не на заре человеческой цивилизации одновременно со способностью человека сочувствовать, сопереживать. Однако на протяжении минувшего времени он проявлялся не только как результат филантропических чувств, но нередко и из чисто прагматических целей. Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Его описанию и анализу посвящено достаточное количество книг и статей. Однако изучение этого явления до сих пор шло и по-прежнему продолжает двигаться преимущественно в историческом ключе: главное внимание исследователей концентрируется на биографиях выдающихся меценатов и благотворителей, в опубликованных работах даются оценки масштабов и направлений вложений меценатов в сферу культуры, вскрываются последствия этих решений. В результате проведенных исследований утвердилось справедливое мнение, что российские коллекционеры и меценаты - это достаточно большая, но весьма неоднородная как в социальном, так и культурном отношении социальная прослойка. В состав ее входят сложные, часто непохожие одна на другую личности. В их числе: Императрица Мария Федоровна, императрица Елизавета Алексеевна, представители дворянства И.И. Шувалов, П.Б. и Н.П. Шереметевы, А.С. и С.Г. Строгановы, П.А., Н.Н. и П.Г. Демидовы, Н.П. Румянцев, А.И. Мусин-Пушкин, С.С. Уваров; А.А.Бахрушин и П.И. Щукин, которые были возведены в титул дворянства в знак поощрения за благотворительные поступки; представители российских торгово-промышленных кругов и купечества П. П. Рябушинский, А. И. Гучков, М.Ф.Морозова, В. С. Гиршман, Е. И. Лосева, М. П. Рябушинский, СИ. Четвериков и др. О многих из них как меценатах, известно пока сравнительно немного.

      До  сих пор практически не исследовано  меценатство как самобытное социальное и культурное явление. А между тем это явление стало одной из ярчайших страниц в развитии национальных традиций. В настоящее время -время серьезных социально-экономических, политических и духовных перемен - меценатство представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что деятельность российского дворянства и, особенно, торгово-промышленной буржуазии второй половины XIX - начала XX века, направленная на поддержание русской культуры образования и искусства, является, в известном смысле, исторической предтечей благотворительной деятельности в сфере культуры теперь уже современного предпринимательства. К сожалению, в советский период истории нашей страны это явление по объективным причинам утратило свою былую значимость. Однако сегодня меценатство вновь весьма актуально и является важной областью, на развитие которой, как показывает опыт, направлена культурная политика во многих странах. Как отмечалось выше, меценатство стало, в каком-то смысле, основой возникновения такой современной формы благотворительности как спонсорство, которое в отличие от первого не носит все же бескорыстного характера, предполагая ответную реакцию на свое благотворительное действие - в виде рекламы, средства повышения имиджа компании и т.д.

      Проблема  меценатства как своеобразной формы  социально-культурной деятельности привлекает все большее внимание исследователей. Актуальность проблемы определяется тем, что вне ее раскрытия невозможно все создать объективную картину истории мировой, и, в том числе, отечественной культуры. В этой связи представляется важным рассмотреть сущность и причины возникновения этого феномена, а также способы мотивации и оптимизации меценатства, практикуемые в нашей стране ранее. Следует отметить, что представители благотворительных организаций, также как и организаций-объектов благотворительных актов, достаточно часто предлагают осуществлять раскрытие темы меценатства посредством обращения к их собственному опыту на этом поприще.

     Задачей данной работы и является рассмотреть  состояние благотворительности и меценатства на современном этапе, выяснить цели и мотивы деятельности общественных благотворительных организаций и фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Историческая часть.

§1.1. История благотворительности  в России. 

      Нет ничего согласного более  с природой

человека, чем благотворительность

Цицерон 

     Предпринимательство на Руси развивалось с большими трудностями, общество относилось к предпринимательству негативно. Во многом из-за русского менталитета, имеющего исторические и культурные установки на коллективизм в его общинно-уравнительной форме. Община и семья были необходимы для выживания человека в тех условиях, в которых он проживал. А условия были тяжелыми – суровый климат и внешние опасности не позволяли расслабляться. Поэтому тех, кто выделялся из общества, тех, кто стремился работать в одиночку, «на себя», общество подвергало порицанию. Тем нее менее, предпринимательство на Руси развивалось.

     Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению  к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.  Делать добро ближнему - это потребность человека, но у состоятельных людей, для этого больше возможностей. Среди таких людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были.

     Осуществлять  помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача и  состоит в том, чтобы  этих нуждающихся  в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагополучных условий. Правительственные ссуды должны были помочь нуждающимся найти заработки, т.к. даровые пособия оказывают деморализующее влияние. И еще должны были быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берет налоги с населения на эти цели: а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически все, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей. Народ мог рассчитывать в беде на государство.

       Однако у государства никогда не хватало средств на социальные нужды. Деньги шли на военные нужды, на расходы административного аппарата, на проекты и памятники и т.д. Люди попадали в очень сложные обстоятельства без помощи государства.

     Одной из важнейших сторон процесса осознания  представителями виднейших предпринимательских  династий дореволюционной России  своей ответственности перед обществом явилось широкое развитие в их среде благотворительности и меценатства. Именно в этих двух сферах предприниматели быстрее всего стали осознавать необходимость взять на себя выполнение двух исторических миссий – социальной (борьбы с нищетой) и культурной (создание национальной культуры). Именно при соприкосновенности с духовностью, нравственными поисками, культурой, в общении с творческими людьми быстрее всего зарождались и широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного, гражданского сознания, либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.

     Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни, практические навыки которой воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыней. Идей этой милостыни  лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

     По  определению Э.А.Фомина, благотворительность  это «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных  лиц или организаций, у которых  по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования».

     Благотворительность была не столько вспомогательным  средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного  нравственного здоровья. Древнерусский  благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. «В рай входят святой милостыней, - говорили в старину, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

     Благотворителю  нужно было самому видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать за кого молиться.  В Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви  и особенно монастырей. Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась до конца XVII века.

     Древнерусские цари накануне больших праздников делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где  из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, а также посещали и отдельно живших убогих людей.

     Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим  бременем для народа, а одним из средств нравственного воспитания народа. Ярче всего обнаруживалось значение милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а неродным бедствием. Недороды и неурожаи были нередки в Древней Руси, они приводили к голодным бедствиям. Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода (1601 – 1603гг.) при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро раздаривая милостыню и предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Все прекрасно помнят об Ульяне Устиновне Осорьиной, вдове-помещице, которая всеми силами и средствами помогала своим холопам пережить страшные годы. Она сама умерла вскоре после окончания голода, в нищете.

Информация о работе Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях