Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить оптимальные условия развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки на занятиях в дошкольном учреждении.
Объект исследования: процесс развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Предмет исследования: музыкальное восприятие у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования: процесс развития восприятия музыки будет наиболее эффективным, если использовать соответствующие методы 1) контрастного сопоставления произведений и 2) уподобления характеру музыки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки
1.1 Понятие «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Пути формирования музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки
2.1 Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
2.2 Основные методы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс лето.docx

— 84.13 Кб (Скачать файл)

Различение интерпретаций одного произведения (фортепиано, оркестр или разное исполнение на фортепиано) – наиболее сложный тип контрастных сопоставлений, который применяется преимущественно в старшем дошкольном возрасте.

Для эффективного развития у детей музыкального восприятия побуждаем детей к творчеству и активной деятельности. В этой связи добиваемся того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод этот – уподобление характеру музыки – способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности. В ходе работы сочетаются разные виды уподоблений – словесное, мимическое, интонационное, цветовое, тактильное, полихудожественное и др. Тем самым мы учим детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, развивать эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

Например, после прослушивания классической музыки педагог просит детей передать все свои впечатления о ней, её характер на листе бумаги. После прослушивания с детьми произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник», дети с большим удовольствием изображают свой образ. В это же время педагог обсуждает и напоминает о потребности в бережном отношении к окружающей природе.

В работе по развитию у детей музыкального восприятия педагог использует также художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, видеофильмы (полихудожественное уподобление характеру музыки); цветовые карточки контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, которые помогали бы ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения (цветовое уподобление характеру музыки); использует прикосновения для прочувствования и осознания характера музыкального образа, формирования «словаря эмоций» (тактильное уподобление характеру музыки). Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других.

Таким образом, классическая музыка оказала благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

                                       Заключение

 

Музыкальное воспитание дошкольников – это организованный процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитания интереса к видам музыкальной деятельности, музыкальному искусству, развитию музыкальности, музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, формирование творческой индивидуальности.

При организации слушания музыки используют разные виды искусств: музыка, поэзия и живопись. Интеграция различных видов искусств обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно довести до детей музыкальный образ и повышает эффективность занятия. Это позволяет ребенку ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность.

Самое главное для педагога – это результат его работы. Как приятно видеть, когда давая характеристику тому или иному произведению, дети, не задумываясь, называют его композитора, свободно употребляют музыкальные термины, классифицируют музыкальные инструменты народного и симфонического оркестров. И как радуется сердце, когда педагог видит, что его воспитанники, приблизившись к музыке, приблизились к неиссякаемому источнику мудрости и красоты.

В. А. Сухомлинский сказал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами».

 

 

                     Список используемой литературы:

 

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация / Б.В. Асафьев. М.; Л.; 1947 г., с.8; 
  2. Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989. - 278 с.
  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду.
  4. Басов М.Я. Восприятие // Избр.психол.произв. - М., 1989. - С. 352-376.
  5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.:

Просвещение, 1989 г., 140с.;

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968, с.99;
  2. Готсдинер А.В. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993. С. 84 - 103.
  3. Ендовицкая С.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1988 г., С.13-17;
  4. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;
  5. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138;
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1991 г., с.187;
  7. Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, М., 1985 г., с 112; 
  8. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Критика и музыкознание. Вып. 2. Л., 1989 - 376 с.
  9. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания\\ Восприятие музыки М., 1980 г., с. 91;
  10. Никашина Г.А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с.23;
  11. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. Л., 1988. С. 181 -215.

 

  1. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1989 - С.223 - 225. 
  2. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182;
  3. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений
  4. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста М.,2011 г., с.142 \\ О.П. Радынова. Слушаем музыку М., 1990 г., с. 153;
  5. Ремизовская Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. / Е.Р. Ремизовская Мн., 1996 г., с.;
  6. Савельев Г.В. Волшебный мир музыки / Г.В. Савельев
  7. Савельев Г.В. Дошкольники слушают музыку: ч.1-2/ Г.В.Савельев. Гомель, 2005 г., с.222;
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
  9. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с.123-124;
  10. Тютюнникова Т. Музыка и движение/ Т. Тютюнникова// Дошкольное воспитание. 1999 г., №4, с. 107-111;
  11. Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска 2000 г., №3, с.15-21;
  12. Холопова В. Музыка как вид искусства. 2000 г., с.319;
  13. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В.Н. Шацкая М., 1975г., 87с.
  14. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1993. - С. 34 - 38.

 

 

 

                                       Приложение 1 

 

                      Процесс музыкального восприятия

 

 

 

 

 

 

                                  

 

                                         Приложение 2

 

Примерный музыкальный репертуар для слушания старшими дошкольниками.

Музыкальная классика. 

Западноевропейские композиторы (XVIII-XIX вв.).

  1. Вивальди концертный цикл "Времена года" (повтор). *А. Вивальди «Concerto Grosso op. 3», №8 (I ч, Allegro).

*A. Вивальди «Концерт для флейты с оркестром №4» (фрагменты).

И. С. Бах "Менуэт" ре минор из нотной тетради Анны Магдалины Бах.

*И. С. Бах "Органная прелюдия и фуга" до мажор.

И. С. Бах "Токката" ре минор для органа.

*И. С. Бах «Чакона» для скрипки соло.

Й. Гайдн "Серенада" до мажор (повтор).

Й. Гайдн "Менуэт быка", симфония "Детская".

*Й. Гайдн "Менуэт из прощальной симфонии №45» (I ч).

*Й. Гайдн "Симфония №94" (Andante, Menuetto) (фрагменты).

В.А. Моцарт "Маленькая ночная серенада" (повтор), "Дивертисмент" ре мажор.

В.А. Моцарт "Симфония №40" (фрагменты). *В.А. Моцарт "Lacrimoza" из "Реквиема". Л. Бетховен "Веселая. Грустная".

Л. Бетховен "Контрданс" ми бемоль мажор, "АИеманда" соль мажор. Л. Бетховен "К Элизе". *Л. Бетховен соната №14 "Лунная" (I ч). М. Огинский полонез "Прощание с Родиной". Дж. Россини «Марш» из увертюры к опере "Вильгельм Телль". *Дж. Россини увертюра к опере "Севильский цирюльник" (фрагменты). Ф. Шуберт «Вальс №4», «Вальс №13», «Вальс №11» (повтор). Ф. Шуберт "Вальс" си минор, "Ave Maria", «Военный марш» (повтор). Ф. Шуберт "Музыкальный момент" фа минор (повтор). Ф. Мендельсон "Свадебный марш". Р. Шуман "Отзвуки театра", "Грёзы". *Р. Шуман "Порыв".

Ф. Шопен "Вальс" №10 (повторение), «Вальс №7». Ф. Шопен "Мазурка" ля минор, "Полонез" ля мажор.

Дж. Верди "Марш" из оперы "Аида". Ш. Гуно "Марш", "Вальс" из оперы "Фауст". И. Штраус "Пиццикато полька". *И. Штраус полька "Гром и молния". И. Штраус "Персидский марш" (повтор).

И. Штраус Вальсы "Весенние голоса", "Утренние листики", "Вальс" из оперетты "Летучая мышь".

И. Брамс "Венгерский танец №1 ".

*И. Брамс «Венгерский танец №6», "Вальс".

К. Сен-Санс "Лебедь" из цикла "Карнавал животных".

Ж. Бизе фрагменты из оперы "Кармен" ("Увертюра", «Хабанера»).

*Ж. Бизе фрагменты из оперы "Кармен" ("Хор мальчиков", "Сегидилья", "Антракт" к IV действию).

А. Дворжак "Славянский танец №2".

* А. Дворжак «Славянский танец №1», «Юмореска».

Э. Григ симфоническая сюита "Пер Гюнт" ("Утро", "Танец Анитры", "Песня Сольвейг").

*Э. Григ "Норвежский танец".

Русские композиторы (XIX. – нач. XX вв.).

М.И. Глинка фрагменты из оперы "Иван Сусанин" (вальс, мазурка, полонез, краковяк).

*М.И. Глинка фрагменты из оперы "Иван Сусанин" ("Ария Сусанина", "Песня Вани", хор "Славься").

М.И. Глинка фрагменты из оперы "Руслан и Людмила" ("Увертюра", "Восточные танцы" (повтор), "Марш Черномора"). *М.И. Глинка "Арагонская хота", «Камаринская».

П.И. Чайковский "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Нянина сказка", "Баба Яга", "Сладкая греза", "Шарманщик поет" из "Детского альбома".

П.И. Чайковский фрагменты из балета "Лебединое озеро" ("Вступление", "Вальс", "Танец маленьких лебедей").

П.И. Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица".

П.И. Чайковский фрагменты из балета "Щелкунчик"("Трепак", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец пастушков", "Вальс снежных хлопьев", "Вальс цветов").

П.И. Чайковский "Ната-вальс".

*П.И. Чайковский "Вальс", "Полонез" из оперы "Евгений Онегин".

П.И. Чайковский "Масленица" (февраль), "Белые ночи" (май), "Баркарола" (июнь), "Охота" (сентябрь), "На тройке" (ноябрь), "Святки" (декабрь) из цикла "Времена года". М.А. Балакирев «Полька», «В саду».

Н.А. Римский-Корсаков фрагменты из оперы "Сказка о царе Салтане" ("Хор девушек", "Три чуда" (повтор), "Полет шмеля" (повтор). Н.А. Римский-Корсаков фрагменты из оперы "Садко" ("Вступление", "Колыбельная Волховы", "Песня варяжского гостя", "Песня индийского гостя").

*Н.А. Римский-Корсаков симфоническая картина "Сеча при Керженце". *Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада» (фрагменты). А.П. Бородин «Ноктюрн» из квартета №2 (Шч.).

А.П. Бородин Хор девушек – невольниц «Улетай на крыльях ветра...» из оперы «Князь Игорь».

*А.П. Бородин фрагменты из оперы "Князь Игорь" ("Ария князя Игоря", "Половецкий марш", "Половецкие пляски"). М.П. Мусоргский "Слеза", «В деревне».

М.П. Мусоргский "Старый замок", "Балет невылупившихся птенцов" (повтор), "Избушка на курьих ножках" ("Баба – Яга") (повтор), "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки".

*А.К. Лядов симфонические картины "Баба – Яга", "Кикимора".

А. Т. Гречанинов "Мазурка", "Вальс" из "Детского альбома".

А. Глазунов фрагменты из балета "Раймонда" ("Антракт", "Итальянский", "Испанский", "Венгерский", "Славянский" танцы).

С. Рахманинов "Итальянская полька" (повтор).

Информация о работе Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста