Развитие мышления дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3 – 4 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления, его виды и формы
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Практич.псих.К.р №1 развитие мышления дошк..docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. [23]

Мышление — высшая ступень  человеческого познания, процесс  отражения в мозге окружающего  реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений  и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии, (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее). [30]

Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. С той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуациейдирективу. [33]

Существуют разные психологические  теории мышления. Основные положения  этих теорий представлены в таблице 1. [9] ( см. приложение )

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских  учениях, как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется  не только психологией, но и различными другими науками –философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления:

  • путем логического анализа, его законов;
  • путем изучения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
  • путем привлечения средств и методов кибернетики;

Мышление как высшая форма  познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать  связи в отношениях между предметами и явлениями.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое слово опосредованным.

Благодаря опосредованности оказывается возможным познать  то, что непосредственно в восприятии не дано.

Мышление также дает возможность  установить связи и отношения  между предметами, в то время как  ощущения и восприятия отражают преимущественно  отдельные стороны явлений.

Материальной основой  мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

Классификация мышления, по различным критериям, показана в  таблице 2.[9] (см. приложение)

Формы мышления взаимосвязаны  с возрастом детей, появляются не только понятия, но и суждения и умозаключения (см. таблицу 3).[9] (см. приложение)

1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

Период от рождения до поступления  в школу является, по признанию  специалистов всего мира, возрастом  наиболее стремительного физического  и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых  человеку в течение всей последующей  жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.[8]

Любопытствующие вопросы  становятся естественным сопровождением становления психики ребенка. Чтобы  самостоятельно ответить на них, ребенок  должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает  и раскрывает отношения между  окружающими явлениями. Результатом  мышления является мысль, выраженная в  слове.

Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С. Выготский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».[8]

Уникальность каждого  человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой  для большинства людей. Поэтому  с дошкольного возраста нужно  развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация) для будущей учебной деятельности. В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. На протяжении дошкольного возрастахарактерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы мышления:

Наглядно-действенное - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей до 1,5 лет.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки, пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному  возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет  не прямым, а косвенным и для  его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между  двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или  последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ееустойчивость) и т. д.[29]

Наглядно-образное - задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 1,5 - до 5 лет.

При решении подобных задач  с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается  наглядно-образное мышление, которое  опирается на образы: ребенку необязательно  брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В  процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач  в уме возникает благодаря  тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все  особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в  большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного  предмета, и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание  и крыша, при этом расположение, форма  окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок  может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной  системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит  на новый уровень способы получения  детьми знаний. Если при словесном  объяснении ребенок не всегда может  понять, скажем, некоторые первичные  математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это  сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед  ребенком возникают задачи, которые  требуют выделения таких свойств  и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач  описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества". Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке. [16]

При решении подобных задач  ребенок не может независимо рассмотреть  наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход  от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.

Абстрактно-логическое - мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у дошкольников с 5 лет.

Абстрактно - логическое мышление самое сложное, оно оперирует  не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными  словами. В дошкольном возрасте можно  говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих  и существенных признаках предметов  и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для  них и дошкольников один и тот  же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с  образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в  качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок  постепенно переходит от единичных  понятий к общим. [11]

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов  в течение многих лет.

Современная концепция общего образования во главу утла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

Дошкольное детство –  небольшой отрезок в жизни  человека. Но за это время ребенок  приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства  поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием  и т. п.

В психологии есть такое  понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так  как школа в наше время предъявляет  к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С  первых же дней учебы первоклассник  должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми  волевыми качествами – без них  он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению  учебных задач, организованно вести  себя на уроке. Произвольным, управляемым  должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка  – его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь  наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого  требуется развитие отвлеченного, логического  мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Информация о работе Развитие мышления дошкольника