Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 07:56, реферат

Описание работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на улице, в школе, в гостях, в кружках и секциях, в автобусе, в театре, в кино и т.д. Но готовы ли мы и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром?

Содержание работы

Паспорт проекта
Актуальность
Анализ среды (внешней, внутренней)
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Ресурсы проекта
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Список литературы
. Приложение

Файлы: 1 файл

проек Остроумова Мария 41до.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Учимся общаться в игре»

Тема: «Развитие навыков общения детей дошкольного

возраста в сюжетно-ролевой игре»

 

 

 

 

Разработан  студенткой

группы 41 «ДО»

Остроумовой Марией Сергеевной

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2015

Содержание:

 

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Анализ среды (внешней, внутренней)
  4. Цели и задачи проекта
  5. Участники проекта
  6. Ресурсы проекта
  7. Механизм реализации проекта
  8. План реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Список литературы
  2. . Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Название проекта

«Учимся общаться в игре»

Тема проекта

«Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Автор проекта

Остроумова Мария Сергеевна студентка IV курса группы 41 «ДО» Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары, старшая группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Средний уровень организации работы в системе развития игровой деятельности. Слабое владение детьми знаниями и навыками, применяемыми в  сюжетно-ролевой игре. Снижение интереса у детей к игровой деятельности из-за отсутствия современности и новизны тематики сюжетов. Развитие коммуникативной культуры и навыков старших дошкольников средствами  сюжетно-ролевой игры.

Цель проекта

Формирование коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

1.Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом,

сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.

2.Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.

3. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

4Воспитывать  дружеские отношения между детьми в процессе общения, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться успехам.

Сроки реализации проекта

С 27 апреля 2015 г.  – по 20 мая 2015 г.

Ожидаемые результаты

1.Дети применяют полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, адекватно оценивают поведение других детей и свое собственное поведение.

2. У детей наблюдается уверенность в себе, инициативность, общение с товарищами.

3Дети проявляют потребность в общении со сверстниками, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм.

4.Дети самостоятельно организовывают игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АКТУАЛЬНОСТЬ  

В   настоящее  время в России идет  становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в  кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на  улице, в школе, в гостях, в кружках и секциях, в автобусе, в театре, в кино и т.д. Но готовы ли мы  и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать  взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром?

 Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Развитие общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия полноценного воспитания и развития именно коллектив сверстников.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетно-ролевая оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

  Недостаточная разработанность  проблемы воспитания развитие  навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре послужила разработке  данного проекта. Проект направлен на  формирование коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр.

Данный проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста

 

3.АНАЛИЗ СРЕДЫ (внешней, внутренней)

 

Анализ внешней среды

Развитие коммуникативных умений при организации сюжетно-ролевой игры  относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Исследования Л. И. Божович, А. Д. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость развития общения с самого раннего возраста. Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этапе дошкольного детства есть возможность формировать адекватные навыки общения детей или преодолеть различные деформации в их межличностных отношениях.

Теоретические и практические аспекты проблемы общения дошкольников в ДОУ нашли отражение в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Г. Рузской, Т. А. Репиной, В. Г. Нечаевой, Е. Е. Кравцовой, Л. Н. Галигузовой и многих других. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А. М. Виноградова, С. А. Козлова.

Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т. А. Антонова, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я. И. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. В. Сенько).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей.

 

Анализ внутренней среды

Наблюдения за детьми старшей группы  МБДОУ «Детский сад № 112»

 г. Чебоксары показывают, дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

 

4.ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Дать детям представление  об умении и необходимости общаться друг с другом, сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.

2. Развивать умение самостоятельно  организовываться в группы для  общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.

3.Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

4. Воспитывать  дружеские отношения между детьми в процессе общения, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться успехам.

 

 

5. УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА

-дети старшей группы;

-воспитатели старшей группы;

-родители воспитанников  старшей группы;

-педагог-психолог.

 

6. РЕСУРСЫ  ПРОЕКТА

Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:

 

Нормативно-правовые ресурсы:

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» )

 

Программно-методическое обеспечение

Программа:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -М., 2014.

 

  Методическое обеспечение:

(УКАЗАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ ПО  ДАННОЙ ТЕМЕ)

 

Кадровые ресурсы:

Воспитатели: (указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию)

Музыкальный руководитель(указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию);

Педагог-психолог(указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию).

 

Материально-технические ресурсы:

(Нужно расписать, какие условия созданы в группе для организации сюжетно-ролевой игры, для формирования общения)

 

 

 

Информационные ресурсы:

1.Информационные стенды  для родителей (в ДОУ и группах).

2.Сайт ДОУ.

3.Презентации.

 

 

 

 

7. МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Направления деятельности и ее этапы

Задачи

1 этап – подготовительный этап

Цель: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы.

1.Подбор и изучение  психолого-педагогической литературы  по проблеме общения;

2.Изучение передового  педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков в игре у детей старшего дошкольного возраста;

3.Подбор методов педагогической  диагностики детей, родителей;

4.Анализ результатов педагогической  диагностики;

5.Создание в группе  предметно-развивающей среды.

6. Разработка перспективного  плана по развитию коммуникативных  навыков в игре у детей старшего дошкольного возраста;

7. Подборка словесных, театрализованных  игр, игр-драматизаций, игровых упражнений  на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и режиссерских игр и оформление их виде картотек;

2 этап –  основной

Цель: оптимизация проектирования воспитательно - образовательного процесса, развитие у детей коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру,  создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных навыков в игре у детей.

С детьми

1. Организация сюжетно-ролевых  игр.

2. Проведение непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;

3.Наблюдение за работой работников дошкольного учреждения.

4. Экскурсии на работу  к родителям.

5.Чтение художественной литературы о профессиях.

6. Рассматривание иллюстраций  о профессиях.

С педагогами

1.Разработка консультативного материала для педагогов, проведение семинар-практиумов, консультаций по  данной проблеме.

2. Оформление папок - передвижек  по теме.

3. Оформление стенда для методического кабинета.

С родителями

1.Повышение психолого-педагогических  знаний родителей по проблеме общения детей со сверстниками в сюжетно-ролевой игре (родительские собрания, консультации, семинары, деловые игры и пр.);

2.Привлечение родителей  к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

3 этап – заключительный.

Цель: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы

1.Подведение итогов проекта;

2.Обобщение опыта работы  по формированию коммуникативных  навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;

3.Презентация результатов проекта на педсовете ДОУ;

4.Распространение методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения посредством сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Информация о работе Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре