Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 07:56, реферат
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на улице, в школе, в гостях, в кружках и секциях, в автобусе, в театре, в кино и т.д. Но готовы ли мы и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром?
Паспорт проекта
Актуальность
Анализ среды (внешней, внутренней)
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Ресурсы проекта
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Список литературы
. Приложение
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Учимся общаться в игре»
Тема: «Развитие навыков общения детей дошкольного
возраста в сюжетно-ролевой игре»
Разработан студенткой
группы 41 «ДО»
Остроумовой Марией Сергеевной
Чебоксары
2015
Содержание:
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
«Учимся общаться в игре» |
Тема проекта |
«Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» |
Автор проекта |
Остроумова Мария Сергеевна студентка IV курса группы 41 «ДО» Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского |
Место реализации проекта |
МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары, старшая группа |
Проблема, на решение которой направлен проект |
Средний уровень организации работы в системе развития игровой деятельности. Слабое владение детьми знаниями и навыками, применяемыми в сюжетно-ролевой игре. Снижение интереса у детей к игровой деятельности из-за отсутствия современности и новизны тематики сюжетов. Развитие коммуникативной культуры и навыков старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. |
Цель проекта |
Формирование коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта |
1.Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу. 2.Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры. 3. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. 4Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться успехам. |
Сроки реализации проекта |
С 27 апреля 2015 г. – по 20 мая 2015 г. |
Ожидаемые результаты |
1.Дети применяют полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, адекватно оценивают поведение других детей и свое собственное поведение. 2. У детей наблюдается уверенность в себе, инициативность, общение с товарищами. 3Дети проявляют потребность в общении со сверстниками, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм. 4.Дети самостоятельно организовывают игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры. |
2.АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на улице, в школе, в гостях, в кружках и секциях, в автобусе, в театре, в кино и т.д. Но готовы ли мы и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром?
Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Развитие общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия полноценного воспитания и развития именно коллектив сверстников.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Сюжетно-ролевая оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Недостаточная разработанность проблемы воспитания развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре послужила разработке данного проекта. Проект направлен на формирование коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр.
Данный проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста
3.АНАЛИЗ СРЕДЫ (внешней, внутренней)
Анализ внешней среды
Развитие коммуникативных умений при организации сюжетно-ролевой игры относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Исследования Л. И. Божович, А. Д. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость развития общения с самого раннего возраста. Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этапе дошкольного детства есть возможность формировать адекватные навыки общения детей или преодолеть различные деформации в их межличностных отношениях.
Теоретические и практические аспекты проблемы общения дошкольников в ДОУ нашли отражение в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Г. Рузской, Т. А. Репиной, В. Г. Нечаевой, Е. Е. Кравцовой, Л. Н. Галигузовой и многих других. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А. М. Виноградова, С. А. Козлова.
Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т. А. Антонова, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я. И. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. В. Сенько).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей.
Анализ внутренней среды
Наблюдения за детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад № 112»
г. Чебоксары показывают, дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
4.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.
2. Развивать умение
3.Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
4. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться успехам.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
-дети старшей группы;
-воспитатели старшей группы;
-родители воспитанников старшей группы;
-педагог-психолог.
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» )
Программно-методическое обеспечение
Программа:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -М., 2014.
Методическое обеспечение:
(УКАЗАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ)
Кадровые ресурсы:
Воспитатели: (указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию)
Музыкальный руководитель(указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию);
Педагог-психолог(указать Ф.И.О, стаж педагогической работы, квалификационную категорию).
Материально-технические ресурсы:
(Нужно расписать, какие условия созданы в группе для организации сюжетно-ролевой игры, для формирования общения)
Информационные ресурсы:
1.Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах).
2.Сайт ДОУ.
3.Презентации.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления деятельности и ее этапы |
Задачи |
1 этап – подготовительный этап Цель: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы. |
1.Подбор и изучение
психолого-педагогической 2.Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков в игре у детей старшего дошкольного возраста; 3.Подбор методов 4.Анализ результатов 5.Создание в группе предметно-развивающей среды. 6. Разработка перспективного
плана по развитию 7. Подборка словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и режиссерских игр и оформление их виде картотек; |
2 этап – основной Цель: оптимизация проектирования воспитательно - образовательного процесса, развитие у детей коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных навыков в игре у детей. |
С детьми 1. Организация сюжетно-ролевых игр. 2. Проведение непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»; 3.Наблюдение за работой работников дошкольного учреждения. 4. Экскурсии на работу к родителям. 5.Чтение художественной литературы о профессиях. 6. Рассматривание иллюстраций о профессиях. С педагогами 1.Разработка консультативного материала для педагогов, проведение семинар-практиумов, консультаций по данной проблеме. 2. Оформление папок - передвижек по теме. 3. Оформление стенда для методического кабинета. С родителями 1.Повышение психолого- 2.Привлечение родителей
к оформлению предметно- |
3 этап – заключительный. Цель: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы |
1.Подведение итогов проекта; 2.Обобщение опыта работы
по формированию 3.Презентация результатов проекта на педсовете ДОУ; 4.Распространение методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения посредством сюжетно-ролевой игры в ДОУ. |
Информация о работе Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре