Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:21, лекция
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках
(Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования)
Книги читают по-разному. Кто-то
видит в книге глубокий смысл,
кто-то считает ее пустой, кто-то –
заумной, кто-то – видит все нюансы
смыслов, все оттенки чувств, читает
между строк, слышит музыку слов, ощущает
их вкус и запах. Кто-то с первого
прочтения понимает текст, а кому-то
нужно его многократно
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашёл отражение
в нормативных документах, которые
отражают государственный заказ
образованию и определяют его
содержание. Не случайно Федеральные
государственные
В «Примерной основной образовательной
программе начального образования»
под смысловым чтением
Целью данной рекомендации является описание способов смыслового чтения, которые необходимы человеку при чтении любой литературы. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Предложенные вашему вниманию правила и приемы чтения помогут читателю не только научиться воспринимать тексты, но и избавиться от иллюзии умения читать. Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели». Для этого, как отмечал С.И.Поварнин, необходимо систематическое мышление, ибо «культура ума» «дается работой и дисциплиной мышления».
Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. Вспомните, как по-разному воспринимали роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский и Д.И.Писарев.
Существуют различные способы
1. Аналитический или структурный.
· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;
· в чем основной смысл книги;
· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;
· какие основные проблемы автор стремиться решить.
2. Синтетический или
· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.
3. Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Чтение книг в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использованием как общих правил, так и особенных, связанных с типом книг.
Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.
Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру. Примером передачи сути художественного произведения может служить следующий ответ ученика, пересказывающего "Одиссею" Гомера несколькими фразами.
Одиссей десять лет не может попасть домой после Троянской воны, находясь под бдительным надзором Нептуна. Тем временем его дом находится в плачевном состоянии, враги пользуются его имуществом и строят козни против его сына. Наконец сквозь бури и штормы он прибывает на родину и расправляется с врагами.
Обучая учеников умению
постигать суть произведения, разумно
обращаться к предисловию и
оглавлению, если таковые имеются.
Нельзя постичь целое, не видя
его частей, не понимая, как
они между собой связаны.
Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема - это вопрос. Текст содержит один (научная) или несколько (художественная) ответов. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в художественной их нужно найти, выделить среди них главные и второстепенные. Для выявления проблем, затронутых автором, можно задавать следующие вопросы. Существует ли описанное явление, что это такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими, как проявляется и пр.
Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.
Никто не сможет осилить геометрию без знания слов «точка», «прямая», «плоскость», «угол», «фигура», «параллель» и прочих ключевых слов. Все они имеют конкретное определение, в отличие от слов «равно», «часть», «целое», которые можно понять только через владение понятиями первого ряда слов. Эти слова важные, но не ключевые. В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.
Необходимым условием
полноценной читательской
Текст – это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автор нужно понимать дословно. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию. Например, что имел в виду А.С.Пушкин, когда писал: «Татьяна – русская душою…»?
Описывая встречи с доктором Вернером, Печорин записал в своем дневнике: «Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером».
Попробуйте спросить у школьников, кто такие авгуры, почему они хохотали, и почему Лермонтов вспомнил о них, описывая Печорина и Вернера.
Они не ответят, скорее всего. Наблюдения показали: школьники почти никак не реагируют на непонятные слова. Новое проскальзывает мимо их сознании, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросами к старшим.
Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому учителю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).
Следующим способом
смыслового чтения является