Развитие навыков смыслового чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:21, лекция

Описание работы

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Нужно научиться видеть эти авторские  сигналы и не оставлять их без  внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это  слова, из которых они состоят.

Выделенные ключевые слова  приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания:

· Расскажите о собственном  опыте, связанном каким-либо образом  с  утверждением автора?

· Можете ли привести пример по теме высказывания?

· Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые  содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы  изложены по-другому, попробуйте построить  их, используя при этом предложения  из разных абзацев.

· Найдите абзац, в котором  содержится вывод, и подтвердите  его основаниями из текста.

· Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

· Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

· Потренируйтесь в запоминании  прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста можно  предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:

 

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

     

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с  количеством слов в первоначальном варианте текста.

Неотъемлемым компонентом  смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним  из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При  попытке осознать структуру книги  можно сделать несколько пробных  набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для  выделения основных мыслей можно  использовать всевозможные схемы и  диаграммы (Рис.1). Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения  по мере их появления в тексте, фиксировать  противоречия, если таковые имеются  в тексте и пр.

Процесс чтения должен завершаться  формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень  важно читать книги о самом  авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение  у читателя вырабатывается при сопоставлении  двух или нескольких книг разных авторов  на одну тему, написанные с разных точек  зрения. Задания на обоснование точки  зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие  от науки история и литература допускают существование двух или  более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут  резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны  и правдоподобны.

Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Давайте еще раз остановимся  на различии научной и художественной литературы. Наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных  книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.  Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много  скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы можно выделить некоторые общие способы, которым должен владеть читатель:

1. Определить жанр произведения  – роман, пьеса, стихи и т.д.

2. Научиться воспринимать  всю книгу в ее целостности,  только тогда можно изложить  её суть в одном-двух предложениях, что возможно только при условии  знания сюжета.

3. Понять, каким образом  из детализации характеров персонажей  и событий автор создает целостный  образ собственного отношения  к какому-либо объекту, явлению  или событию, как поддерживает  и нагнетает напряжение у читателя.

Следующие умения касаются интерпретирующего  чтения.

1. Понять особенности фабулы  и героев. Единицы художественной  литературы – это эпизоды и  события, персонажи и их мысли,  слова и чувства, сомнения и  поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю.  И эти элементы становятся  аналогами научных текстов в  художественном тексте.

2. Осознать фон, т.е.  единое время и место действия. Понять эпоху, общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход поможет обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

3. Проанализировать аргументацию  автором своих утверждений. В  отличие от научной литературы, где аргументами являются факты  и выводы, в художественной литературе  они кроются в эволюции сюжета. Аристотель говорил, что в сюжете  заключена душа повествования.  Преимущественно эти правила  касаются романов и пьес, так  как суть поэзии заключается  вдругом, а именно в переживаниях автора, хотя лирические произведения также могут иметь повествования.

Рассмотрим способы критического прочтения художественной литературы. Критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические  суждения можно опровергать и  оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиций  эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении можно предложить учащимся следующие вопросы:

1. Насколько это произведение  целостно?

2. Насколько сложна структура  частей и элементов, составляющих  целое?

3. Правдоподобна ли эта  история, то есть, обладает ли  она художественной реалистичностью?

4. Затрагивает ли она  ваши эмоции, вызывает ли переживания,  будит ли ваше воображение?

5. Ощущаете ли вы жизнь  во всей ее полноте, читая  книгу.


Информация о работе Развитие навыков смыслового чтения