Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:21, лекция
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Нужно научиться видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это слова, из которых они состоят.
Выделенные ключевые слова
приводят читателя к предложениям,
заслуживающим дальнейшего
· Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?
· Можете ли привести пример по теме высказывания?
· Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.
· Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.
· Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;
· Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
· Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:
Ключевые слова |
Смысловые предложения |
Основной смысл текста |
Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.
Неотъемлемым компонентом
смыслового чтения является конструктивное
обсуждение изучаемого текста. Одним
из эффективных методов являются
дискуссии, упражнение в мастерстве
мышления и коммуникации. Бэкон сказал:
«Чтение делает человека знающим, беседа
– находчивым, а привычка записывать
- точным». При чтении можно использовать
заметки как акт мышления. При
попытке осознать структуру книги
можно сделать несколько
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.
Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от науки история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.
Чтение художественной литературы
имеет ряд специфических
1. Определить жанр произведения – роман, пьеса, стихи и т.д.
2. Научиться воспринимать
всю книгу в ее целостности,
только тогда можно изложить
её суть в одном-двух
3. Понять, каким образом
из детализации характеров
Следующие умения касаются интерпретирующего чтения.
1. Понять особенности фабулы
и героев. Единицы художественной
литературы – это эпизоды и
события, персонажи и их мысли,
2. Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход поможет обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.
3. Проанализировать аргументацию
автором своих утверждений. В
отличие от научной литературы,
где аргументами являются
Рассмотрим способы
1. Насколько это произведение целостно?
2. Насколько сложна структура
частей и элементов,
3. Правдоподобна ли эта
история, то есть, обладает ли
она художественной
4. Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?
5. Ощущаете ли вы жизнь во всей ее полноте, читая книгу.