Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 13:29, реферат
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания
Введение
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе
Общая характеристика нравственных чувств
Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
Реферат
на тему: Развитие нравственных представлений старших дошкольников в процессе знакомства с детской художественной литературой
Работу выполнила: Кадникова Е.Н
Руководитель: Шевекова.О.Г
Иркутск, 2013
Содержание
Введение
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе
Общая характеристика нравственных чувств
Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
Введение
История педагогического нравственного воспитания позволяет не только исследовать достижения прогрессивной педагогической мысли прошлого, но и ставить и исследовать проблемы нравственного воспитания подрастающих поколений с учётом предшествующего опыта.
Нравственным, воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься», а в научном нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная Н.И. Цуканова). В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство.
нравственный воспитание дошкольный литература
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе
В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система образующий признак - нравственное воспитание. Как считает он педагог сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Рассмотрим более подробно понятие «нравственное воспитание».
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (Н.И. Козлов)
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. То, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое (Н.И. Козлов).
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г.М.) [8].
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципы, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях. В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказали, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет если поступит так или иначе.
В исследовании Л.А. Порембской предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. З.Н.Борисова[7] исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворении от выполненной работы.
Н.В.Мельникова[6] изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе. При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность. В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей у ребёнка.
Общая характеристика нравственных чувств
Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, связанное с прослушанным накануне ярким, динамичным рассказом о герое труда или подвиге прадеда во время войны, который вызывает в ребенке не только переживание жизни другого человека, а и прилив благородных чувств (благодарности, гордости за дела и подвиги людей, живущих на его родной земле); восприятие прочитанной воспитателем интересной сказки с красочными иллюстрациями, когда дети не хотят расставаться с героями, продолжают обсуждать их жизнь с воспитателем или создают рисунки к этой сказке (чувство сопереживания с героями событий, происходящих сказочном произведении).
У дошкольников сфера нравственных чувств должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию остальных чувств: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающем. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу. Однако и сам характер чувств, их сила и выраженность, верность оценки и отношения детей к другим детям в старшем дошкольном возрасте все равно различна или недостаточна. Дети не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации, и часто проявляя хорошее чувство, затем проявляют нетерпение, излишнюю эмоциональность, задаются, хвастаются, если умеют делать что-то нужное. У некоторых детей к 5-ти летнему возрасту сформированы только самые необходимые нравственные привычки и до настоящих нравственных чувств достаточно далеко. Многие дошкольники уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, сверстников или персонажей литературных произведений. Дети уже улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, по-разному проявить заботу и помочь по-разному. В старшем дошкольном возрасте дети начинают выражать и свое отношение к людям и поступкам. Но пока ещё дети используют лишь знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать нехорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает». В процессе воспитания трудолюбия, которое само по себе является нравственным качеством, происходит и расширение этого понятия, так как педагог использует различные формы организации трудовой деятельности детей, наполняет эту деятельность новизной за счет своего мастерства и новаторства. Это не только простые дежурства и определенные поручения, это по-особому спланированные трудовые занятия, занятия по другим видам деятельности, а также коллективная трудовая деятельность. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста начинается формирование настойчивости и целеустремленности, понимание необходимости труда в жизни людей и уважение к нему.
Однако следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею.
Из этого выходит, чтобы формировать у детей нравственные чувства и отношения, необходимо, соблюдая педагогические принципы, включать их в различные виды деятельности (общественную, патриотическую, учебную, игровую, трудовую, деятельность по охране природы), в общение с другими людьми и детьми, приобщать к искусству и художественной литературе.
Необходимо также создавать условия использования этих видов деятельности для выработки у детей нравственных чувств и отношений. Данное утверждение подтверждает необходимость дальнейшего изучения методов и средств формирования нравственных чувств дошкольников.
Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей
Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах М.М.Кониной.
Основным положением её работы было следующее: художественная литература как специфический вид искусства занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, которые способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.
При проведении исследования она исходила из предположения, что необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель той или иной группы детского сада. Она считала правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива.
Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.
Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей. Опыт работы с М.М.Кониной показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные условные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.
Очень важно в течение определенного, пусть даже очень короткого времени (две-три недели), обеспечить повторность морально-эстетических восприятии ребенка, конечно, без излишней навязчивости, путем чтения художественных произведений, отражающих одну моральную тему.
«Сгущенность» морально-эстетических впечатлений на определенном отрезке времени особенно важна при воспитании положительных качеств, которых у детей еще нет.
Из этого различия восприятия детской книги с моральным содержанием в зависимости от нравственных качеств детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея художественно го произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально-эстетическую оценку произведения, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования.
При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведений на одну моральную тему. Тогда влияние художествен ной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по ведение. Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких произведений и требуют наряду с вы разительным чтением применения дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного про изведения и моральных проявлений детей.
Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.