Развитие образного мышления младших школьников на уроке изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методические аспекты процесса развития художественно-образного школьников 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного искусства, в частности, разработка и экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие художественно -образного мышления младших школьников.

Содержание работы

Введение
Глава I. ……………………….
1.1Понятие образа и образного мышления в истории науки
1.2Особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста
1.3Развитие образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава II. …………………………
2.1 Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности
2.2 Анализ опыта работ педагогов по образному мышлению на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОССОШАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Курсовая работа

 

 

 

                                                                                     Выполнила студентка

                                                                   IV курса группы «А»

                                                               Тютеревой Любовь Алексеевны

 

 

                                                       Научный руководитель:

                                                                  Чумаченко Юрий Степанович,

                                                преподаватель ИЗО

 

 

 

 

 

 

Россошь

                                                     2013

 

Оглавление

 

Введение

Глава I. ……………………….

1.1Понятие образа и  образного мышления в истории  науки

1.2Особенности развития  образного мышления у детей  младшего школьного возраста

1.3Развитие образного  мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Глава II. …………………………

2.1 Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности

2.2 Анализ опыта работ педагогов по образному мышлению на уроках изобразительного искусства

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение.

Искусство служит обществу, несет сознанию человека нормы морали и эталоны красоты, нравственные и духовные ценности. Именно поэтому  среди множества функций искусства  в системе образования важнейшей  признается его воспитывающая функция.    
Но здесь же следует признать, что неисчерпаемое богатство духовного опыта, накопленного человечеством, нашедший отражение в искусстве, становится достоянием далеко не каждой личности.

Этим теоретическим положениям созвучно образное высказывание о культуре Д.Б.Кабалевского: «Культура человека держится на двух ногах: на науке и искусстве. И на какую бы ногу человек не хромал, ему всегда будет трудно идти». Без искусства невозможен научно-технический прогресс, оно формирует в человеке те творческие способности - воображение, интуицию, способности к анализу и синтезу, конкретный и целостный охват явлений, которые необходимы человеку во всех областях деятельности.

Детские рисунки часто  выполнены на основе имеющихся представлений, то есть образов ранее воспринятых  предметов и явлений, взятых в  различных комбинациях. При этом, если восприятие младшего школьника, при  отсутствии определенной педагогической направленности, может быть схематичным  и фрагментарным, то такими остаются и его представления. Однако, исследование проведенные В.Г.Ананьевым, указывают, что представления не обязательно  являются ослабленной копией восприятия, иногда они могут быть ярче и отчетливее соответствующих восприятий. А.А.Люблинская отмечает, что яркости представлений содействует слово, особенно художественное описание. Например, слово-эпитет «смеляк», относящийся к слову «заяц», направляет воображение ребенка на представление ярких подробностей, характеризующих по иному оживший в представлении образ зайца.

На развитие представлений  ребенка особое воздействие оказывает  воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное воображение является главным компонентом образного мышления. Воображение имеет универсальную, общечеловеческую ценность как компонент любой творческой деятельности и творческого отношения к жизни, в чем бы они ни проявлялись. Развитое воображение необходимо человеку, так как лишенный воображения, он всегда становится в тупик перед новым, не может постичь его сущности и подходит к нему с шаблонными, стереотипными представлениями.

Все это наводит на мысль, что не все возможности искусства  используются в образовательном  процессе и не все способности, лежащие  в сфере художественно-изобразительной  деятельности, в дальнейшем в той  или иной мере сказывающиеся на жизнедеятельности  человека, раскрываются в период самого ценного времени жизни - обучения в школе. 
Отсюда встает вопрос: что делает человека более восприимчивым зрителем, слушателем, а мир искусства более понятным? Как мобилизовать все ресурсы искусства на духовное восхождение личности? 
В поисках ответов на эти вопросы приходим к специфике образного или чувственного мышления. 
В активизации умственного потенциала личности путем формировании образного компонента мышления, за которым стоит тренировка мыслительных действий и совершенствование качеств самой мысли, видим мы путь к решению основной задачи обучения. Под воспитанием мысли мы понимаем приведение человека к осознанию того, что «каждая мысль должна быть созидающей силой, направленной на добро», так как «мысль, рожденная чувством любви, пониманием гармонии и красоты, обладает силой Вселенского закона». 
Отсутствие экстенсивных изменений в отношении художественного образования и эстетического воспитания требуют создания эффективных методик, программ, поиска новых интенсивных путей, способствующих решению, поставленных Концепцией модернизации образования задач, по развитию творческих способностей учащихся.

При этом современные наблюдения и исследования Д.Б.Богоявленской, СМ-Бондаренко, Р.М.Грановской, Л.Б.Ермрлаевой-Томиной, В.С.Мухиной, О.Ф.Потемкиной, В.С.Ротенберг и др. свидетельствуют о значении развития образного мышления, представлений в повышении качества общеобразовательного уровня и продуктивности обучения детей в целом. Умение изобразить на бумаге свои представления является важным для многих видов человеческой деятельности, а высокая графическая культура всегда вызывает восхищение. В процессе изобразительной деятельности развивается художественно-образное мышление. Исследования как основополагающая функция, способствующая, раскрытою творческих способностей младших школьников, через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках.

При создании курсовой работы мы опирались на фундаментальные  труды в области психологии и  возрастной физиологии, это исследования Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.М.Веккер, Л.А.Венгера, Н.Н.Волкова, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, ,A.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, С.Д.Смирнова, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.

В области психологии изобразительной  деятельности младших школьников мы опирались на труды таких авторов, как: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Г.В.Лабунская, А.А.Люблинская, B.С.Мухина, Н.А.Рыбников и др.

Поиску методов развитая художественно - образного мышления средствами изобразительного искусства  посвящены диссертационные исследования С.В.Валикжаниной, А.А.Голуб, Н.Э.Изергиной, Н.В.Ломаевой, П.И.Медведева, Ю.В.Станэк, Г.В.Черемных, Б.ПЮсова и др. Большинство исследований решают проблему развития художественно- образного мышления на материале уроков тематического рисования.

Развитие художественно-образного  мышления, изучение методов совершенствования  изобразительной деятельности младших  школьников имеет социальное, педагогическое, психологическое значение. Однако, недостаточный учет и адаптированность к постоянно изменяющимся современным условиям, снижает эффективность применяемых на практике методических систем. Для решения поставленных перед предметом изобразительное искусство задач по развитию творческих способностей младших школьников, требуется проведение дополнительных исследований по разработке и экспериментальной проверки методической системы, способствующей эффективному развитию художественно-образного мышления учащихся и учитывающей положительные и отрицательные результаты применения на практике других методических систем.

Анализ исследований, научно-методических публикаций по проблеме развития художественно-образного  мышления младших школьников (7-11 лет), показал, что эта проблема, имеющая  важное значение для гармоничного развития психики ребенка, до сих пор всесторонне не исследовалась. Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания младших школьников.

Актуальность и проблема исследования определили цель, объект и предмет, позволили сформулировать задачи и методы исследования.

Цель исследования: решение проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования - методические аспекты процесса развития художественно-образного школьников 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного искусства, в частности, разработка и экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие художественно -образного мышления младших школьников.

Гипотеза: Если процесс совершенствования изобразительной деятельности младших школьников, развития художественно - образного мышления, выстраивать на основе, разработанной нами, методической системы, включающей в себя:

• цели, задачи и содержание художественного образования и  эстетического воспитания младших  школьников;

• дидактические принципы, методы, методические приемы, формы  организации учебно-воспитательного  и развивающего процесса;

• средства обеспечения  учебно-воспитательного, развивающего, формирующего процессов (ТСО, наглядные  пособия и т.д.);

• учет возрастных, индивидуальных особенностей и специфики обучения изобразительной деятельности младших  школьников,

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  литературу по философии, искусствознанию,  психологии, педагогике, методике преподавания  изобразительного искусства, в  том числе диссертационные исследования, по проблеме исследования художественного  образа и развития художественно-образного  мышления.

2. Изучить возрастные  и индивидуальные особенности  проявления и возможности развития  художественно-образного мышления  младших школьников в процессе  обучения их изобразительной  деятельности.

3. Провести анализ принципов,  методов, форм, условий, средств  обучения, способствующих эффективному  развитию художественно-образного  мышления младших школьников  на уроках изобразительного искусства.

4. Разработать критерии  оценки уровня выразительности  художественного образа в рисунках  младших школьников, позволяющих  выявить динамику развития образного  мышления.

5. Научно обосновать, разработать,  и экспериментально проверить  методическую систему, способствующую  развитию художественно-образного  мышления младших школьников  и на этой основе создания  ими выразительных образов в  рисунках.

 

Глава I.

 

1.1.Понятие образа  и образного мышления в истории  науки.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей  точки зрения, мышлению. Именно таким  является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды -- человеческого общества.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический  процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим  исследованиям, структура образного  мышления представляет собой пересечение  пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а  пересекаются. Поэтому возникает  заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его  структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее  гуманизированным.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий  мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого отражения  человеком действительности, порождающую  такой результат, которого в самой  действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также  можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений  и образов.

Отличие мышления от остальных  психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Информация о работе Развитие образного мышления младших школьников на уроке изобразительного искусства