Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования: решение проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методические аспекты процесса развития художественно-образного школьников 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного искусства, в частности, разработка и экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие художественно -образного мышления младших школьников.
Введение
Глава I. ……………………….
1.1Понятие образа и образного мышления в истории науки
1.2Особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста
1.3Развитие образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава II. …………………………
2.1 Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности
2.2 Анализ опыта работ педагогов по образному мышлению на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОССОШАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курсовая работа
Россошь
Оглавление
Введение
Глава I. ……………………….
1.1Понятие образа и образного мышления в истории науки
1.2Особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста
1.3Развитие образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава II. …………………………
2.1 Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности
2.2 Анализ опыта работ педагогов по образному мышлению на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
Приложения
Искусство служит обществу,
несет сознанию человека нормы морали
и эталоны красоты, нравственные
и духовные ценности. Именно поэтому
среди множества функций
Но здесь же следует признать, что
неисчерпаемое богатство духовного опыта,
накопленного человечеством, нашедший
отражение в искусстве, становится достоянием
далеко не каждой личности.
Этим теоретическим положениям созвучно образное высказывание о культуре Д.Б.Кабалевского: «Культура человека держится на двух ногах: на науке и искусстве. И на какую бы ногу человек не хромал, ему всегда будет трудно идти». Без искусства невозможен научно-технический прогресс, оно формирует в человеке те творческие способности - воображение, интуицию, способности к анализу и синтезу, конкретный и целостный охват явлений, которые необходимы человеку во всех областях деятельности.
Детские рисунки часто выполнены на основе имеющихся представлений, то есть образов ранее воспринятых предметов и явлений, взятых в различных комбинациях. При этом, если восприятие младшего школьника, при отсутствии определенной педагогической направленности, может быть схематичным и фрагментарным, то такими остаются и его представления. Однако, исследование проведенные В.Г.Ананьевым, указывают, что представления не обязательно являются ослабленной копией восприятия, иногда они могут быть ярче и отчетливее соответствующих восприятий. А.А.Люблинская отмечает, что яркости представлений содействует слово, особенно художественное описание. Например, слово-эпитет «смеляк», относящийся к слову «заяц», направляет воображение ребенка на представление ярких подробностей, характеризующих по иному оживший в представлении образ зайца.
На развитие представлений ребенка особое воздействие оказывает воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное воображение является главным компонентом образного мышления. Воображение имеет универсальную, общечеловеческую ценность как компонент любой творческой деятельности и творческого отношения к жизни, в чем бы они ни проявлялись. Развитое воображение необходимо человеку, так как лишенный воображения, он всегда становится в тупик перед новым, не может постичь его сущности и подходит к нему с шаблонными, стереотипными представлениями.
Все это наводит на мысль,
что не все возможности искусства
используются в образовательном
процессе и не все способности, лежащие
в сфере художественно-
Отсюда встает вопрос: что делает человека
более восприимчивым зрителем, слушателем,
а мир искусства более понятным? Как мобилизовать
все ресурсы искусства на духовное восхождение
личности?
В поисках ответов на эти вопросы приходим
к специфике образного или чувственного
мышления.
В активизации умственного потенциала
личности путем формировании образного
компонента мышления, за которым стоит
тренировка мыслительных действий и совершенствование
качеств самой мысли, видим мы путь к решению
основной задачи обучения. Под воспитанием
мысли мы понимаем приведение человека
к осознанию того, что «каждая мысль должна
быть созидающей силой, направленной на
добро», так как «мысль, рожденная чувством
любви, пониманием гармонии и красоты,
обладает силой Вселенского закона».
Отсутствие экстенсивных изменений в
отношении художественного образования
и эстетического воспитания требуют создания
эффективных методик, программ, поиска
новых интенсивных путей, способствующих
решению, поставленных Концепцией модернизации
образования задач, по развитию творческих
способностей учащихся.
При этом современные наблюдения и исследования Д.Б.Богоявленской, СМ-Бондаренко, Р.М.Грановской, Л.Б.Ермрлаевой-Томиной, В.С.Мухиной, О.Ф.Потемкиной, В.С.Ротенберг и др. свидетельствуют о значении развития образного мышления, представлений в повышении качества общеобразовательного уровня и продуктивности обучения детей в целом. Умение изобразить на бумаге свои представления является важным для многих видов человеческой деятельности, а высокая графическая культура всегда вызывает восхищение. В процессе изобразительной деятельности развивается художественно-образное мышление. Исследования как основополагающая функция, способствующая, раскрытою творческих способностей младших школьников, через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках.
При создании курсовой работы мы опирались на фундаментальные труды в области психологии и возрастной физиологии, это исследования Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.М.Веккер, Л.А.Венгера, Н.Н.Волкова, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, ,A.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, С.Д.Смирнова, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.
В области психологии изобразительной деятельности младших школьников мы опирались на труды таких авторов, как: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Г.В.Лабунская, А.А.Люблинская, B.С.Мухина, Н.А.Рыбников и др.
Поиску методов развитая
художественно - образного мышления
средствами изобразительного искусства
посвящены диссертационные
Развитие художественно-
Анализ исследований, научно-методических публикаций по проблеме развития художественно-образного мышления младших школьников (7-11 лет), показал, что эта проблема, имеющая важное значение для гармоничного развития психики ребенка, до сих пор всесторонне не исследовалась. Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания младших школьников.
Актуальность и проблема исследования определили цель, объект и предмет, позволили сформулировать задачи и методы исследования.
Цель исследования: решение проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методические аспекты процесса развития художественно-образного школьников 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного искусства, в частности, разработка и экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие художественно -образного мышления младших школьников.
Гипотеза: Если процесс совершенствования изобразительной деятельности младших школьников, развития художественно - образного мышления, выстраивать на основе, разработанной нами, методической системы, включающей в себя:
• цели, задачи и содержание художественного образования и эстетического воспитания младших школьников;
• дидактические принципы,
методы, методические приемы, формы
организации учебно-
• средства обеспечения учебно-воспитательного, развивающего, формирующего процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.);
• учет возрастных, индивидуальных особенностей и специфики обучения изобразительной деятельности младших школьников,
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
литературу по философии,
2. Изучить возрастные
и индивидуальные особенности
проявления и возможности
3. Провести анализ принципов,
методов, форм, условий, средств
обучения, способствующих эффективному
развитию художественно-
4. Разработать критерии
оценки уровня выразительности
художественного образа в
5. Научно обосновать, разработать,
и экспериментально проверить
методическую систему,
Глава I.
1.1.Понятие образа
и образного мышления в
Наше познание окружающей
действительности начинается с ощущений
и восприятия и переходит к
мышлению. Функция мышления - расширение
границ познания путем выхода за пределы
чувственного восприятия. Мышление позволяет
с помощью умозаключения
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды -- человеческого общества.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.
При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.
Образное мышление представляет
собой форму творческого
Отличие мышления от остальных
психологических процессов