Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования: решение проблемы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методические аспекты процесса развития художественно-образного школьников 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного искусства, в частности, разработка и экспериментальная проверка методической системы, направленной на развитие художественно -образного мышления младших школьников.
Введение
Глава I. ……………………….
1.1Понятие образа и образного мышления в истории науки
1.2Особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста
1.3Развитие образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава II. …………………………
2.1 Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности
2.2 Анализ опыта работ педагогов по образному мышлению на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
Мышление – это особого рода
умственная и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций преобразовательного
и познавательного (ориентировочно-
Теоретическое образное мышление
отличается от понятийного тем, что
материалом, который здесь использует
человек для решения задачи, являются
не понятия, суждения или умозаключения,
а представления и образы. Они
или непосредственно
Образное мышление - мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.
Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.
Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как <образная>, так и <понятийная> логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.
Основная функция образного
мышления - создание образов и оперирование
ими в процессе решения задач.
Реализация этой функции обеспечивается
специальным механизмом представления,
направленным на видоизменение, преобразование
уже имеющихся образов и
Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.
Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.
В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.
Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:
1) определенный стимул-
2) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);
3) вычленение, дезинтеграция.
Вся цепь возникающих
Один из главных механизмов в работе образного мышления – ассоциативная игра (Н.В. Рождественская). По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.
Таким образом, образное мышление
оперирует не словами, а образами.
Это не означает, что здесь не
используются словесные знания в
виде определений, суждений и умозаключений.
Но в отличие от словесно-дискурсивного
мышления, где словесные знания являются
основным его содержанием, в образном
мышлении слова используются лишь как
средство выражения, интерпретации
уже выполненных преобразований
образов4.
Понятия и образы, которыми оперирует
мышление, составляют две стороны единого
процесса. Будучи более тесно связанными,
с отражением реальной действительности,
образ дает знание не об отдельных изолированных
сторонах (свойствах) этой действительности,
а представляет собой целостную мысленную
картину отдельного участка действительности.
1.2Особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст
характеризуется интенсивным
Своеобразием образного мышления младшего школьника является его наглядно действенный характер. Формируя образное мышление учеников значит воспитывать потребность в знаниях, обогащать детей системой знаний, умений и навыков, современными способами познания окружающего мира. Сейчас, как никогда, нашей стране нужны люди, которые умеют образно мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий отворачивает поезд к учебе. Деть избавляются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Главная цель – формирование у ребенка умений руководить процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Выделения отдельных элементов образу позволяют ребенку совмещать детали разных образов, выдумывать новые, фантастические объекты или представления.
В результате «обслуживающие
мышление» функции
А младшим школьникам, которым
в результате обучения в школе
необходимо регулярно выполнять
задания, дано научиться управлять
своим мышлением, думать тогда, когда
нужно, а не тогда, когда нравится.
При обучении в начальных классах
у детей формируется
В начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.
Младшие школьники регулярно
ставятся в ситуации, когда им нужно
рассуждать, сопоставлять разные умозаключения,
отсюда и третий вид мышления –
словесно-логический, более высокий
по сравнению с наглядно-
Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек, смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок, отражающий его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.
В начальной школе формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей и объединением на основе существенных. По мере обучения в школе мышление детей становиться более произвольным, более программируемым, т.е. словесно-логическим.
Важнейшим условием формирования образного мышления учеников младшего школьного возраста является наглядность учебы (макеты, иллюстрации, рисунки, технические средства).
Учет особенностей мышления учеников является важной предпосылкой успешной организации учебного процесса на всех этапах школьной учебы, в частности в работе с младшими школьниками. Ведь от того насколько оптимально развивается их мышление, в обычной мере зависит следующее развитие школьника. Именно так формируется образное мышление, творческое воображение, развитие интеллекта и логическое мышление младших школьников.
1.3Развитие образного мышления у младших школьников на уроке изобразительного искусства
Психолого-педагогические аспекты развития воображения и образного мышления младших школьников изучались в 1979-81гг. с группой исследователей под руководством Ю.А. Полуянова (В.А. Гуружапов, А.Д. Исмаилов, Ю.В. Кобелев). Результаты этих исследований показали, что в младшем школьном возрасте может быть развита такая форма образного мышления, при которой ребенок включает в процесс построения образа не только наглядные, но и "физически" ненаглядные, воображаемые характеристики его построения. Важнейшим компонентом такого построения образа являются отношения между частями и элементами его составляющими. Наиболее значительное влияние на развитие у детей такой формы образного мышления оказывают определенным образом организованные занятия разными видами изобразительного искусства. Формирование у младших школьников способности мысленно строить разные типы отношений посредством тематических и натурных заданий хотя и возможно, однако, затруднено как возрастными возможностями изобразительной деятельности детей, так и многофакторностью таких заданий, т.е. формирование в этом случае не будет целенаправленным, а диагностика результатов развития образного мышления оказывается субъективной.
На протяжении младшего школьного возраста у детей развиваются умения понимать изображения пространства на рисунках, оперировать формой и величиной в изображениях (М.Г. Боднар, И.П. Глинская, М. Коул и Я. Скрибнер, Р. Франсе и др.). Однако часто отмечается, что к началу подросткового возраста уровень развития этих умений у многих учеников оказывается недостаточным для успешного решения задач, связанных с использованием схем, чертежей, моделей (И.Я. Каплунович, В.С. Столетнев, И.С. Якиманская). Следовательно, к концу младшего школьного возраста у многих детей не складываются соответствующие предпосылки для развития этих умений.
Так на уроке изобразительного искусства, целью является показать, как средствами разных видов искусства формируется образное мышление учеников о любви к родной природе. Ученики рисуют рисунки (осень в селе, на реке, в лесу, в поле, в саду). В конце урока деть в процессе анализа, сравнения, наблюдений, сформулировали обобщение о том, что любовь к природе они передали в своих рисунках. А любить природу – значит любить Отчизну.